Гримасы капитализма. Как "туманные" цены отпугивают пассажиров…


В дорыночные времена заядлые херсонские театралы могли побаловать себя полетами в Киев на премьеры столичных театров. «Теперь же стоимость авиабилетов в Киев выросла настолько, что мы уже начали приглядываться к репертуарам зарубежных театров», – невесело шутят театралы.

НДС закладывается в цену билетов

Ведь сегодня перелет из Херсона в Катовице (в зависимости от времени приобретения билета – чем раньше, тем дешевле) обходится в 15-20 евро, в Краков – 20-25 евро. А билет на рейс Херсон-Киев обходится в 2500-3000 гривен, то есть, нередко превышает сто евро. Одна из причин создавшейся ситуации заключается в том, что авиакомпаниям, которые выполняют рейсы по рубеж, возмещают налог на добавленную стоимость. А на внутренних рейсах по Украине НДС закладывается в цену билетов.

Авиасообщение Херсона с Киевом, кстати, пока единственное внутри страны, выполняет сейчас наша флагманская компания Международные авиалинии Украины. Успешно взаимодействуют херсонцы с турецкой Turkish Airlines. С середины декабря прошлого года с Херсонским аэропортом начал сотрудничать ирландский лоукостер Ryanair, открывший направление Краков-Херсон. С 15 января Ryanair запустил перелеты по маршруту Катовице-Херсон. Ирландский перевозчик уже объявил, что его австрийская «дочка» Laudamotion с 30 марта начнет выполнять перелеты между веной и Херсоном.

Развитие международного аэропорта Херсон, обслужившего в прошлом году 154 046 пассажиров задержалось из-за того, что ранее он попал в руки прихватизаторов, доведших предприятие, что называется, до ручки. «Беды коллектива начались после того, как в 2005 году решением Херсонского облсовета на базе областного коммунального предприятия «Аэропорт Херсон», занимающего почти 300 гектаров, было создано ООО «Аэропорт Херсон», – говорит диспетчер Евгений Степанов. – Соучредителем ООО в равных долях выступили концерн «Титан» (Киев) и Херсонский областной совет. Однако, новоявленные инвесторы дохозяйствовались до того, что коллектив лишился даже сертификата эксплуатанта гражданских аэродромов».

Получили толчок для развития

Затем инвесторы провели незаконное собрание участников ООО «Аэропорт Херсон», на котором изменили устав предприятия и лишили Херсонский облсовет права на 50-процентную долю в ООО. В этой ситуации проявили принципиальность депутаты областного совета, бившиеся несколько лет за то, чтобы через суд вернуть аэропорт в областную коммунальную собственность. Точку в этом споре поставил Высший хозяйственный суд и коллективом начало управлять коммунальное предприятие (КП) Херсонского облсовета «Херсонские авиалинии». Специалисты, обследовавшие отбитое у прихватизаторов предприятие заявляли, что понадобиться немало сил и средств на то, чтобы оно стало действующим аэропортом.

Переставший принимать самолеты в 2006 году, херсонский аэропорт практически не работал до весны 2013 года. За это время ветшали аэровокзал, другие здания и оборудование предприятия. После частичного ремонта аэропорт смог в апреле 2013 года официально возобновить свою работу. Сначала предприятие использовалось только для осуществления чартерных рейсов за границу и по Украине, а через четыре месяца запустили также регулярные авиарейсы. После продолжения реконструкции аэропорт «Херсон» получил статус международного и был включен в Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года. Как результат – и аэропорт, и регион получили новый толчок для развития.

Зарубежные маршруты прокладывать легче

Директор коммунального предприятия «Херсонские авиалинии» Виталий Кучерук отмечает сейчас активизацию переговоров о сотрудничестве с венгерским перевозчиком Wizz Air. В планах налаживание партнерства с итальянской компанией Ernest, с турецкой – Pegasus Airlines, молдавская FlyOne, белорусской – «Белавиа». Херсонцы считают для себя перспективными направлениями Бухарест, Клуж-Напоку, Будапешт, Франкфурт, Милан, Люблин, Варшаву, Гданьск, Лодзь, Минск, Гомель, Софию, Бургас, Кишинев, Батуми, Тбилиси. Среди внутренних направлений приоритет пока отдается Львову, Ивано-Франковску, Харькову.

Однако, как считают херсонцы, закладываемый в стоимость билетов НДС уже обрек на многомесячное согласование открытия авиасообщения Херсона со Львовом. Менеджеры все не могут прийти к выводу: окажется ли прибыльным данное направление. В общем, стремление столичных чиновников обложить соотечественников дополнительным налогом оборачивается для страны большими потерями: мешает развитию местных авиалиний, туристического бизнеса и, попросту, разрушает коммуникационное пространство Украины. Да и зачем, спрашивается, лишать херсонских театралов возможности слетать на премьерные оперные спектакли в Киев, Львов…

Владимир Крещук,

Херсон


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях