- КПУ - http://www.kpu.ua -

Туркменистан. Палаты две — подлог один

Опубліковано 13.10.2019

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов объявил об очереднойконституционной реформе. Главным её пунктом является переход к двухпалатному парламенту, что якобы даст возможность представлять интересы всех слоёв общества. Как и прежние подобные инициативы, нынешняя наверняка станет простой сменой декораций.

Страсть туркменского руководства к помпезным, но бесполезным, по сути, мероприятиям ярче всего проявляется в ежегодных заседаниях Халк Маслахаты— Народного совета. Этот орган был создан ещё на заре независимостиреспублики, в 1992 году, как «высший представительный орган» и «юридическиймеханизм выражения воли народа». Однако в действительности его роль сводитсяк чисто формальной задаче — одобрению решений исполнительной власти.

Этому способствует структура Народного совета. Возглавляется он президентом Туркмении, а в его состав входят все члены правительства, депутаты Меджлиса(парламента), генеральный прокурор, главы исполнительной и законодательнойвласти областей, районов и городов, руководители партий, общественныхобъединений, профсоюзов и т.д. Для придания видимости демократии чиновничьеморе разбавлено «представителями общественности», которых отбираютобластные советы депутатов. Но, как показывает история этого довольностранного органа, здесь не допускается даже намёка на критику, а все решенияпринимаются единогласно.

Нынешнее заседание Народного совета, прошедшее в конце сентября, не стало исключением. Тон всем выступлениям задал доклад президента Г. Бердымухамедова, который состоял из перечисления достижений и постановки малоконкретных задач. «Избрав демократический, правовой и светский тип государственного строения, мы уверенно ступили на суверенный и свободныйпуть развития, — вещал глава республики. — Забота о человеке была и будетоставаться ключевым ориентиром государственной политики. Одно изсвидетельств успешной реализации этой политики — ежегодное повышениеразмеров заработной платы, пенсий, государственных пособий, студенческихстипендий, что нацелено на улучшение социально-бытовых условий населениястраны».

Все остальные ораторы лишь развивали основной мотив, не забываяподчёркивать мудрость правителя. Кульминацией этого показного «единениявласти с народом» стало присвоение Бердымухамедову звания «почётногостарейшины народа». Как говорится в зачитанном спикером парламента ГульшатМаммедовой постановлении, основаниями стали «выдающиеся заслуги перед государством

и обществом», «масштабная плодотворная работа по формированию незыблемыхопор государственности путём обоснования ярких и продуманных принциповнового времени» и т.д. и т.п. Добавим, что редкое заседание Народного советапроходит без подобных церемоний. В 2011 и 2017 годах президент, например, дважды получил звание Героя Туркмении.

Но сентябрьский сбор всё же имел одну немаловажную особенность. Бердымухамедов провозгласил на нём начало конституционной реформы. «Продолжение реформ, инновационный вектор развития обуславливаютнеобходимость отражения в Конституции некоторых требований общественнойжизни и эффективности законодательной деятельности», — заявил он.

В основу реформы будет положено создание двухпалатного парламента и связанное с этим перераспределение властных функций. «Переход на качественно новую, двухпалатную систему даст возможность представлять интересы всех слоёв туркменского общества, создав условия для осуществлениянадзора в правоприменительной практике. Это придаст импульс более тесномувзаимодействию депутатов с избирателями на местах, усилению контроля над исполнением законов и национальных программ», — пояснил президент.

Также, по его словам, реформа должна происходить «с учётом происходящих в мире преобразований и накопленного во многих странах опыта». При этомверхняя палата не будет создана на пустом месте. Ею станет Народный совет. Правовой статус последнего будет усовершенствован для преобразования в орган, «реализующий задачи представительной законодательной власти».

В тот же день Бердымухамедов подписал указ о создании конституционнойкомиссии. Она должна представить свои предложения на следующем заседанииНародного совета в 2020 году. При комиссии будет действовать рабочая группа по изучению и обобщению поступивших предложений.

Никакой реальной демократизации политической системы реформа, конечно, не принесёт. На это указывают все предыдущие аналогичные инициативы. Поправки в действующую Конституцию Туркмении вносились шесть раз — в 1995-м, 1999-м, 2003-м, 2006-м, 2008-м и 2016 году. Все они были направлены либо на созданиекраткосрочных выгод для действующей власти, либо на имитацию защитыАшхабадом прав человека и демократии.

Например, изменения 2016 года увеличили срок президентских полномочий с пятидо семи лет и ликвидировали верхний возрастной порог для кандидатов в президенты, составлявший 70 лет. Также поправки закрепили многопартийность и институт уполномоченного по правам человека. Нужно ли напоминать, что все официально зарегистрированные партии — Демократическая, Аграрная и Партияпромышленников и предпринимателей — послушно следуют правительственномукурсу? А выпущенный в прошлом году первый доклад омбудсмена почтиполностью скопирован с зарубежных образцов и не отражает реальной картиныжизни в стране.

Такая же судьба наверняка ждёт нынешнее начинание. Заявлениями о расширении полномочий парламента власть хочет предстать в лучшем светеперед западными партнёрами. Это особенно актуально в условиях проектов по экспорту туркменского газа в Европу. Кроме того, некоторые наблюдатели не исключают, что конституционная реформа является началом операции по передаче власти. Наиболее вероятным преемником Бердымухамедова называютего сына Сердара. За последние годы он совершил стремительное восхождениепо карьерной лестнице, успев побывать депутатом парламента, главойпарламентского комитета по законодательству и его нормам, заместителемминистра иностранных дел. В июне этого года Сердар Бердымухамедов былназначен главой Ахалского велаята (области) — региона, созданного на территории бывшей Ашхабадской области.

Не исключено, что после реформы Сердар займёт пост спикера верхней палаты, а в Конституцию будет внесена норма, согласно которой именно к этомудолжностному лицу переходят полномочия президента в случае досрочнойотставки последнего. Данная норма, к примеру, действует в соседних Узбекистане и Казахстане.

Как бы то ни было, народу от таких политических игр ни жарко ни холодно. Ниодной из стоящих перед страной социально-экономических проблем этотреформаторский подлог решить не в состоянии.

Сергей Кожемякин

 


Матеріал розміщено на КПУ: http://www.kpu.ua

Link: http://www.kpu.ua/uk/94194/turkmenystan_palaty_dve__podlog_odyn

© КПУ
Під час копіювання інформації обов’язково посилайтесь на www.kpu.ua