Как перепишут украинское трудовое законодательство в угоду олигархам и ТНК


Петр Симоненко: Новый Трудовой кодекс Украины, который готовится к принятию в Верховной Раде, в отличие от Трудового кодекса Украины советской социалистической, который в урезанном виде действует и по сегодняшний день, лишает наемных работников даже оставшихся базовых социальных прав и гарантий, превращая их в неорабов олигархов и ТНК.

(Из выступления на заседании Группы Объединенных европейских левых в ПАСЕ, 27 января 2020 года)

Предыдущее правительство собиралось отменить принятый еще в советские времена Кодекс законов о труде и готовило новый Трудовой кодекс. Нынешний Кабмин идет окольными тропами: КЗоТ, а вместе с ним и другие основы трудового законодательства, переписывает.

Большинство новых правил, которые готовятся согласовать в Верховной Раде, ущемляют права профсоюзов и трудящихся.

Законопроект Кабмина №5388 в сентябре ВР приняла в первом чтении, и он готовится ко второму. Данный документ наиболее близок к финишной прямой, задевает максимальное количество работающих украинцев и стоит на первом месте в антирейтинге профсоюзных организаций.

Проект правит положения о полномочиях первичной профсоюзной ячейки на предприятии. Сейчас она вместе с работодателем решает вопросы о времени работы, отдыха, согласовывает смены, отпуска, дает разрешение на сверхурочные работы. Но в обновленном варианте полномочие профсоюза сводится к тому, что он всего лишь принимает участие в решении.

Сейчас ячейка должна дать согласие или отказать в расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Если законопроект примут, работодателю такое согласие не потребуется. Вместе с этими поправками в закон о профсоюзах, из Кодекса законов о труде уберут две статьи о разрыве трудового договора по инициативе собственника, когда требуется и не требуется согласие профсоюзной ячейки (ст.43 и 43-1).

Есть и другие профсоюзные корректировки. Если закон об отпусках поправят так, как того хочет правительство, профячейка не должна будет давать свое согласие на перенос ежегодного отпуска по инициативе работодателя. Та же поправка вносится и в КЗоТ. Кроме того, в Кодексе снижается роль профсоюзов и в других случаях:

  • при выведении на работу в выходной день. Сейчас работа в выходные прямо запрещена, но отдельных сотрудников приобщать можно исключительно с согласия профсоюза. После поправок ячейку достаточно будет только проинформировать;
  • при составлении графика смен на беспрерывно действующих производствах. Сейчас профсоюз его утверждает, а после изменений он останется только по желанию работодателя;
  • при невозможности определить время перерыва. Сейчас в профсоюзе должны согласовывать список тех работ, выполнение которых не позволяет сотруднику нормально пообедать. Но эту норму уберут;
  • при сверхурочных работах. Ситуация та же, что и с работой в выходные. Сейчас профсоюз должен давать разрешение на них, но от этих положений хотят избавиться. Его только проинформируют.
  • Если проект согласуют без принципиальных изменений, в трудовой договор уйдет целая масса нюансов, которые сейчас регулируются отдельными документами. А именно:
  • в каких исключительных случаях применяются сверхурочные работы. Сейчас они ограничены только положениями в ст. 62 КЗоТ. В частности, для устранения угрозы стихийного бедствия и аварии, при общественно важных работах по поставкам воды, отопления, освещения, транспорта, связи, при производственной необходимости завершить начатую работу, при невыходе на работу сменщика, простое и скоплении грузов в пунктах отправления. После изменений работодатель сможет добавить в трудовой договор любые другие основания;
  • очередность смен (возможность регулировать их внутренним трудовым распорядком оставляют);
  • время начала и окончания работы или смены;
  • начало и окончание перерыва;
  • выходные дни на беспрерывно действующих производствах;
  • условия полной материальной ответственности;
  • дополнительные, кроме указанных в КЗоТе, причины для прекращения трудового договора.

Сейчас есть три типа трудовых договоров: бессрочный, на определенный срок (по согласованию сторон) и на время выполнение определенной работы. Последний вид договоров хотят убрать вовсе, а второй официально назвать срочным и определить максимальный период, на который его возможно заключить, – до пяти лет.

При этом из ст. 23 Кодекса собираются убрать предохранитель от злоупотреблений срочными трудовыми договорами. То есть оговорку о том, что они заключаются, когда бессрочные заключить нельзя из-за характера работы, ее условий, в интересах работника и по условиям законодательных актов.

В КЗоТ собираются дописать 13 оснований для заключения срочного договора. Некоторые из них вполне конкретные:

  • для замещения отсутствующего работника;
  • для замещения свободной должности до возвращения сотрудника, за которым сохраняется на нее право;
  • для выполнения неотложных работ (ликвидация стихийного бедствия, аварии и т.д.);
  • при избрании на определенный срок в выборный орган;
  • с работниками патронатной службы;
  • с творческими работниками СМИ, кино, театров, цирков, спортсменами (точный список таких профессий утвердит правительство);
  • с руководителем и членами набсоветов;
  • для выполнения общественных работ;
  • при временном переводе на другое предприятие.

Но есть и условия более обтекаемые, которые дают право предполагать, что срочные договоры станут намного популярнее бессрочных:

  • при выполнении определенного объема или вида работы, срок окончания которой не может быть определен конкретной датой;
  • по инициативе работника. Если работодатель надавит, а влияние профсоюзов будет сведено к формальному, трудно представить, как работник такую инициативу не проявит.
  • В Кабмине считают, что нынешний список тех категорий, для которых работодатели не должны устанавливать испытательный срок, слишком длинный. Из него хотят вычеркнуть:
  • молодых работников после окончания профучреждений;
  • молодых специалистов после окончания вузов;
  • уволенных в запас;
  • тех, кто прошел конкурсный отбор на замещение вакансии;
  • тех, кто прошел стажировку с отрывом от основной работы;
  • одиноких матерей, у которых есть дети до 14 лет или дети с инвалидностью;
  • внутренне перемещенных лиц;
  • сезонных и временных работников;
  • при переводе на другое предприятие, в другую местность.

В списке останутся те, кому не исполнилось 18 лет, беременные, те, с кем заключают срочный договор до года, лица с инвалидностью по направлению.

Если нардепы согласуют новые правила, они заработают на следующий день после опубликования.

* * *

Многочисленная группа нардепов, которую возглавляет руководитель комитета ВР по соцполитике Галина Третьякова (известная своими бесчеловечными антисоциальными высказываниями), в середине апреля этого года подала в Раду законопроект №5371. Он включен в повестку дня, профильный комитет дал добро на рассмотрение. Но против него и законопроекта №5388 активно выступают профсоюзы.

Законопроект дописывает в КЗоТ новую главу III-Б о договорном режиме регулирования трудовых отношений. Суть этого режима в том, что некоторые работодатели со своими сотрудниками могут заключать трудовые договоры с дополнительными правами, обязанностями и ответственностью. Сейчас недействительными становятся те договоры, которые ухудшают положение работников относительно трудового законодательства. Если законопроект примут в нынешней редакции, то в случае с договорным режимом трудовых отношений эта спасительная норма действовать не будет.

В рамках договорного режима в трудовых договорах можно будет на усмотрение работника и работодателя (но мы понимаем, что договор все же составит работодатель) регулировать: порядок выплаты зарплаты, рабочее время, длительность отпуска, сверхурочную работу, выходные дни. На все причуды и фантазии уже не потребуется согласие профсоюза.

Что самое главное, трудовой договор при таком режиме можно будет прекращать по инициативе работодателя, если в документе не прописаны на этот случай никакие предохранители. Условие, которое закладывают проектом, только одно: если работодатель в одностороннем порядке расторгает договор и в нем не указан размер компенсации при увольнении, сотруднику должны выплатить не меньше трех минимальных зарплат.

Представители профсоюзов уже выходили на акции протеста против этого законопроекта и №5388. В Главном научно-экспертном управлении ВР его раскритиковали за правовую неопределенность и сужение прав работников. В частности, за то, что он дает работодателям неограниченные права на увольнение и этим нарушает Конвенцию Международной организации труда о прекращении трудовых отношений.

"Согласно которой трудовые отношения с работниками не прекращаются, если только нет законных оснований для такого прекращения, связанного со способностями или поведением работника или вызванного производственной необходимостью предприятия, учреждения или службы", - уточнили в ГНЭУ.

* * *

Законопроект №4284 о десоветизации украинского трудового законодательства многочисленная группа нардепов во главе со спикером Русланом Стефанчуком подала в Раду в октябре прошлого года. В мае он прошел первое чтение и сейчас готовится второе.

Основная суть документа – в отмене 1228 законов, указов, постановлений и распоряжений, принятых до развала СССР и действующих до сих пор. Кроме чистки законодательства, нардепы также предлагают рихтовать и КЗоТ. По всему тексту Кодекса меняют определения "трудящийся" на "работник", "собственник и уполномоченный им орган" на "работодатель".

Но не обошлось и без других изменений. В ст. 62 КЗоТ (об ограничении сверхурочных работ) одним словом принципиально меняют право работодателя задерживать сотрудника сверхурочно. Сейчас одной из исключительных причин для этого может быть необходимость продолжать работу, остановка которой может привести к порче или уничтожению государственного или общественного имущества. Слово "общественное" нардепам тоже показалось советским, и его хотят заменить на слово "коммунальным", которое синонимом, конечно, не является. Так один термин вычеркнет частных работодателей из списка тех, кому позволено использовать сверхурочную работу в исключительных случаях.

* * *

С декабря 2019 г. в Раде лежит депутатский законопроект №2681, который принципиально меняет подходы к формированию профсоюзных организаций и к их функционалу.

Если проект примут, то на предприятии смогут действовать максимум две профсоюзные организации. Да еще и к численности каждой появится требование: в первичную ячейку должны входить не меньше десяти человек. В составе каждой в обязательном порядке должна будет появиться контрольная комиссия. Она будет контролировать соблюдение законодательства, устава, мониторить использование членских взносов.

Сейчас проекты законов о социальной и экономической политике, регулировании трудовых, социальных и экономических отношений учитывают позицию всеукраинских профсоюзов, проекты нормативно-правовых актов – мнение профсоюзов. Но от этих положений хотят избавиться. Профсоюзы хотят также лишить права влиять на руководителей предприятий, которые нарушают законодательство о труде, коллективных договорах. Сейчас они могут настаивать на их увольнении, но это могут вычеркнуть. Так же, как и право требовать от работодателя документы, ведомости и пояснения об условиях работы, выполнении коллективных договоров, соблюдении трудового законодательства и социально-экономических прав работников. Профсоюзам оставят только право получать пояснения.

"Предлагается ограничение некоторых прав и гарантий деятельности профсоюзов, чем нарушается государственная гарантия на реализацию трудовых прав граждан... Кроме этого, в случае принятия проекта в предложенном виде возникает риск нарушения обязательств Украины по международным договорам, ратифицированными нашим государством, в частности, Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами членами, а также некоторых основополагающих конвенций Международной организации труда", - констатировали в Главном научно-экспертном управлении ВР.

Однако с мая 2020 г. к законопроекту прилагается решение комитета о рассмотрении. Хотя в зал его еще не выносили, он как дамоклов меч висит над головами профсоюзов.

По материалам News24UA

Лидер КПУ Петр Симоненко об изменениях в трудовое законодательство:

 


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях