Петр Симоненко: Децентрализация – последний шанс сохранить целостность Украины

Петр Симоненко: Децентрализация – последний шанс сохранить целостность Украины


Мы являемся свидетелями того, что нынешняя государственная система власти в Украине трещит по швам. Это проявляется и в финансово-экономической сфере, и в организации обороны, и в социальной политике. В результате власть катастрофически теряет доверие народа, что подтверждается всеми социальными (социологическими) опросами.

Свидетельством тому являются и панические настроения, которые охватили наше общество.

Центральная власть всё больше переходит к ручному управлению во всех сферах государственной жизни, приглашает на важнейшие должности, в том числе министров и советников иностранцев, передает финансовую и другие системы под внешнее управление.  Хотя становится все очевиднее, что накопившийся клубок острейших проблем системно может быть решен не усилением централизации, а передачей большинства властных полномочий на места.

Все обостряющаяся социально-экономическая проблематика, нарастающие напряжение в обществе, в условиях военного конфликта, который не разрешен, а лишь заморожен, – реально могут привести к развалу государственности Украины.

Промедление смерти подобно

Стоит напомнить, что обещания конституционной реформы и децентрализации власти в Украине были заявлены в предвыборных программах практически всех политических сил, прошедших в Верховную Раду нынешнего состава. Эти же обещания содержались в предвыборной программе действующего президента Украины.

Однако, по сегодняшний день в направлении децентрализации по сути, не сделано ни одного шага. Это если не считать того, что Законом о бюджете на 2015 год местным органам переданы решение вопросов закрытия школ, лечебных учреждений, бесплатных завтраков в школах и т.п. – без передачи им финансовых резервов. Это издевательство над самой идеей децентрализации.

Промедление с конституционной реформой, основанной на принципах децентрализации, сегодня едва ли не главная угроза для украинской государственности.

Все видят, что с каждым днем усиливаются системные угрозы разрушения территориальной целостности и распада страны, которые имеют политический, военный, социально-экономический, гуманитарный аспекты.

Особо следует подчеркнуть опасность обострения гуманитарных проблем. Дело в том, что исторически сложившееся население разных регионов страны придерживаются различных ценностей, языковых и культурно-исторических традиций. С этой проблемой Украина жила все годы независимости, но «евромайдан» скачкообразно довел её до критического состояния, запустив тем самым механизм саморазрушения государства.   

К тому же, чрезмерно централизованная и забюрократизированная власть не в состоянии своевременно и адекватно реагировать на текущие проблемы местного уровня, возникающие на тех или иных территориях. Не успевает сконцентрировать усилия на разрешении проблем общенационального характера, свидетельством чему является стремительная девальвация гривны, фактическая остановка реального сектора экономики, отсутствие каких-либо серьезных реформ.

И еще один важный аспект проблемы, которая может быть разрешена только путем цивилизованной децентрализации власти – это начавшийся неуправляемый процесс феодализации страны. Заявляя о своем намерении сломать супер-президентскую модель власти времен Януковича, нынешняя власть продолжает активно её использовать и укреплять. Жесткая президентская вертикаль осталась, кумовство процветает, на смену одним кланам пришли другие.

Новая власть не смогла предложить конституционный путь глубокой модернизации политической системы. Этой слабостью центральной власти, немедленно воспользовались региональные политико - бизнесовые кланы.  Они активно заходят в региональные органы власти, устанавливают режим своего всевластия, вплоть до создания частных вооруженных парамилитарных соединений. Перед страной стоит реальная угроза превратиться в некое неофеодальное государство, а по сути – развалиться на отдельные олигархические каганаты.

Спасти ситуацию может только незамедлительная, цивилизованная  конституционная реформа, которая перераспределит властные полномочия, переместит большинство властных функций на два базовых уровня - уровень регионов и уровень местных громад. Именно на этих уровнях должны приниматься решения финансового, социального, кадрового и гуманитарного характера.

Почему власть обещает, но не проводит децентрализацию

Первое, что следует иметь ввиду, это то, что в условиях многонационального государства с особенностями различиях регионов, обусловленных их историческим прошлым, этническим составом населения, традициями и другими обстоятельствами (а именно такой является Украина). Полноценная децентрализация возможна при переходе к федеральному государственному устройству, предполагаемому организацию власти, основанной на широких полномочиях регионов, в решении всех вопросов местной жизни.

Коммунисты, руководствуясь своей принципиальной позицией, закрепленной в обновленной Программе партии еще до начала кровавого конфликта, призывали предоставить регионам право самостоятельно управлять своей жизнью, дать жителям регионов чувство защищенности и спокойствия. Но в своем антикоммунистическом раже тогдашняя оппозиция, а ныне власть отбросила «с порога» предложения нашей партии: мол, федерализм - это база для сепаратизма. Призывы отказаться от сверхцентрализации власти были приравнены чуть ли не к государственной измене. Но время подтвердило нашу правоту. Более того, советы и призывы к федерализации Украины всё чаще звучит в высказываниях западных политиков и государственных деятелей. Аналогичные идеи содержаться в протоколах Минских соглашений.

Если говорить откровенно, то сегодня под обещанием «децентрализации» и власть и оппозиция предлагают по сути то, что предлагали мы. Сама жизнь подтвердила правоту коммунистов. А признавать ошибки власть не хочет. Ведь за ошибки надо отвечать.

Второе. Нынешнее руководство страны, декларировав изначально слом коррумпированной президентской вертикали, которая формировалась в Украине на протяжении более двадцати лет, на самом деле защищает и укрепляет эту вертикаль.

Для супер-централизованной системы характерно слияние власти олигархии и высшего чиновничества. Страной правят политико-бизнесовые кланы. В этой системе майданы 2005 и 2014 года – это вынужденная перетасовка карт в клановой колоде власти. И нынешняя властная элита говорит о децентрализации, лишь как о политико-правовом механизме, который не позволял бы одному клану занять доминирующее положение. Именно потому власть под децентрализацией понимает лишь частные, косметические изменения системы. О реальной же децентрализации в ее истинном понимании речь не идет.

В Конституции написано, что власть принадлежит народу, а по факту она принадлежит олигархическим кланам и чиновникам. Олигархат бразды правления отдавать народу не намерен. Для всех является очевидным, что местные госадминистрации узурпировали право на решение всех вопросов, не допуская к ним местные советы и их исполнительные комитеты. Главы районных и областных госадминистраций, которые назначаются президентскими указами, продолжают относиться к местным советам как к «ненужным придаткам», которые «мешают эффективно управлять». Подчиняются эти управленцы напрямую Президенту и правительству, а не местным громадам. Их эта система устраивает, серьезно и структурно видоизменять её они не намерены.

Третье. Одна из основных причин нежелания центра делиться своими полномочиями с местными громадами – является страх потерять контроль над финансовыми потоками. Чем более централизована бюджетная система страны, тем эффективнее коррупционные схемы. Если финансовые ресурсы распределяют местные советы. А их депутаты все на виду, подконтрольны избирателям. Они живут в данном городе или районе. Они заинтересованы в хороших дорогах и качественной медицине. Они каждый день общаются со своими избирателями, их легче проконтролировать. А верховная власть – безлика и удалена. Бюджетные средства разворовываются в процессе пердачи с одной ступеньки на другую.

Вот почему нынешняя власть, так же, как и прежняя - не просто не хочет бороться с коррупцией: сопротивляясь децентрализации, она изо всех сил сопротивляются устранению коренных причин коррупции.

В конечном счете, перераспределение полномочий в пользу местного самоуправления – это тест на решимость и готовность власти не просто декларировать отказ от бессовестного воровства, но и сделать на этом пути реальные шаги.

Олигархические кланы и высшее чиновничество боятся делать эти шаги, бояться потерять кормушку. А в результате мы видим сегодня рекордно высокий уровень отчуждения и недоверия граждан Украины к власти. И столь же рекордный - самый низкий за всю историю Украины! - уровень участия граждан в принятии важных решений на местном уровне.

Что предлагают коммунисты

Перед тем, как предложить комплекс мер по децентрализации власти, важно подчеркнуть один из принципиальных единых вопросов – все эти процессы необходимо начать и реализовать до выборов в местные советы. А власть стремится оттянуть их на время после выборов.

У власти свой резон – она обоснованно опасается итогов местных выборов в условиях реальной децентрализации: ведь их результатам (как минимум в нескольких регионах) может сложиться ситуация двоевластия.

Но если проводить реформу самоуправления после местных выборов, она превратится в очередной обман. Кандидаты не будут знать, какие полномочия они после избрания депутатами получат, а избиратели не будут понимать, кого они избирают - своих полноправных представителей или «массовку» для политических игр президентской администрации. Люди на выборах должны избирать власть для себя, а не тени столичных политиканов.

Сначала выборы, потом реформа – это телега впереди лошади. Такой подход лишен здравого смысла, полон политиканских интриг.

Важно понимать и другое - если реформа не будет проведена до выборов, она не будет реализована никогда, по крайней мере в обозримой перспективе. Но в таком случае децентрализации будет проведена не конституционным путем, а насильственным. И вся ответственность за такое развитие событий ляжет на действующую власть!

Чтобы люди поверили в добрые намерения Центра, он должен предложить четкий механизм гарантий учета их интересов, дать четкое представление о том, как будут защищены их права. Стоит раз напомнить и о том, что требование конституционной реформы записано в Минских соглашениях, и чем быстрее эти реформы начнут реализовываться, тем скорее люди поверят, что прекращение огня – это не временное перемирие, что в целостной и сильной Украине возможны мир, порядок и процветание.

Подход Компартии к вопросу децентрализации тем и отличается от подхода провластных партий и президентской вертикали, что власть стремится лишь к  косметическому ремонту системы, а на самом деле к усилению президентской вертикали, в то время, как коммунисты под децентрализацией понимают создание принципиально новой системы политического устройства народовластия, обеспечивающей реальное эффективное самоуправление, динамичное социально-экономичное развитие и социальную справедливость. Суть этой модели выражается одной фразой «Власть – на места»! 

Нынешние же попытки центральной власти под видом децентрализации снять с себя ответственность за решения жизненно важных для населения вопросов – это откровенный обман. Такую «децентрализацию» (например, весь соцкульбыт, учреждения образования и медицины переданы местным советам, но эти делегированные полномочия не подтверждены децентрализацией бюджетных потоков) уже ощутили местные советы и мэры особенно небольших городов, которые не в состоянии без денег содержать социальную сферу и вынуждены принимать решения о закрытии школ, медицинских учреждений, повышении тарифов на коммунальные, транспортные и другие услуги.

Три основных направления децентрализации - административно-политическая, бюджетно-финансовая и гуманитарная - тесно переплетены, взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут быть эффективно реализованы лишь в этой взаимосвязи. Эти три направления нужно реализовывать единовременно.

КПУ считает, что успешная децентрализация возможна при решении следующих задач:

1. Ликвидация института президентства и президентской вертикали власти, которые, как показала почти четверть вековая практика украинской государственности, и переход к парламентской форме правления.

Ликвидация областных и районных государственных администраций и передача властных полномочий соответствующим выборным органам местного самоуправления. Прямые выборы руководителей областей и районов.

Пока наше общество не готово к отказу от президентства, система государственных администраций должна быть упразднена, их функции переданы исполнительным комитетам советов. В крайнем случае на уровне областей может быть учреждены структуры типа префектур во Франции с весьма ограниченными контрольными функциями.

Создание законодательной базы для реализации принципа субсидиарности, согласно которому большинство управленческих решений должно приниматься на уровне, максимально приближенному к территориальным громадам сел, городов, районов, областей. За центральной властью остаются только полномочия принятия решений, касающихся общенациональных интересов - сферы национальной обороны, внешней политики, макроэкономической и денежно-кредитной политики, научно-технического развития.

2. Вопросы гуманитарной политики, образования, коммунального хозяйства, охраны правопорядка и т.д. должны быть переданы на местный уровень. Это позволит формировать и реализовывать такую региональную политику, которая в полной мере обеспечит учет особенностей и экономических, политических, гуманитарных интересов жителей конкретных регионов.

Коммунисты всегда настаивали на необходимости гуманитарной децентрализации. И если бы наша позиция была услышана, то наверняка не было бы трагического конфликта на Донбассе. Сила и целостность справедливого государства не в унификации (тем более принудительной) особенностей жителей разных регионов до некоего дискомфортного «среднего» уровня, а в формировании единой политической нации на основе учета своеобразия и согласования всех национальных, культурных, религиозных, бытовых, социологических особенностей территориальных и национальных групп.

Только в таком случае одни регионы не будут навязывать другим свою идеологию и ценности.  Межрегиональные связи будут строиться на объективных экономических отношениях и государственно-правовых нормах. Центральные органы исполнительной власти должны быть лишены полномочий определять конкретные направления государственной культурной политики.

Кроме того, недопустим диктат центра в навязывании решений (в том числе кадровых), которые противоречат интересам регионов. Исполнительная власть не должна диктовать свои условия местному самоуправлению.

Только так может быть реализован принцип реального народовластия в том виде, в каком он гарантирован Конституцией Украины.

3. Создание реальных (а не фиктивных, как сегодня) возможностей, гарантирующих экономическую и финансовую самодостаточность общин – основная часть налогов должна оставаться в территориальных общинах.

Бюджет должен формироваться снизу вверх - то, что  громады зарабатывают, должно оставаться на местах, а в столицу будет уходить только та часть налоговых поступлений, которые необходимы центральной власти для реализации делегированных ей снизу общегосударственных полномочий.

Наша принципиальная позиция - властная пирамида должна быть перевернута: свои основные проблемы люди должны иметь возможность решать сами или через наиболее близкие им институты власти - органы самоуправления. Без этого у нас на местах никогда не будет хватать денег на содержание больниц, школ, детсадов, общественного транспорта, на социальную поддержку малоимущих. А попытки «выбить» эти деньги в Киеве будут вести к коррупции.

Еще раз подчеркнем: любые попытки провести «усеченную» децентрализацию, не в комплексе, а лишь по отдельным направлениям – это будет откровенный обман людей, очередная имитация, а не действенные реформы.

А такие попытки подлога, попытки заменить реформы их имитацией будут происходить со стороны олигархов и в интересах олигархов. Мы непременно увидим новые информационные наскоки и сказки на эти темы, исходящие от принадлежащих олигархам СМИ. То, что выгодно людям, олигархическим кланам не выгодно.

Компартия и сегодня является политической силой, которая твердо и последовательно стоит на принципах реформы политической системы в направлении децентрализации. Мы требуем отобрать власть у олигархических кланов и вернуть её народу. Только таким образом в Украине можно реально победить коррупцию, искоренить равнодушие больших и малых чиновников, которые сидят в недоступных простым людям министерских кабинетах в Киеве. Только так у громады появятся инструменты непосредственного влияния на власть – через выборы, местные референдумы.

Во всех своих рабочих поездках в Евросоюз, парламенты европейских стран я как лидер Компартии обращаюсь к европейским политикам, с просьбой способствовать процессу децентрализации Украины передачи опыта стран, которые живут в условиях плюрализма, децентрализации и федеративности. Во-первых, тем, что должны показывать и объяснять на примерах своих стран, как эта система работает и какие преимущества она дает. Во-вторых, подсказывать украинской власти, что реформы децентрализации должны быть проведены немедленно и комплексно.

Говоря о децентрализации, мы оперируем не лозунгами и призывами, а конкретными планами и предложениями. И эти предложения – в отличие от предложений власти - построены не на сиюминутной политической конъюнктуре, а на понимании глубинной сути общественных процессов, на знаниях о механизмах развития общества и на понимании истинных, а не навеянных пропагандой, настроений народных масс.

Именно поэтому Компартия уверенно и прямо говорит всем политическим силам страны, всем властным институтам: берите наши предложения и реализуйте. Точно так же мы говорим - если разумные идеи будет предлагать кто-то из оппонентов КПУ - партия их поддержит. Лишь бы идеи эти выражали то, что отвечает интересам страны, а не их личным и групповым политическим интересам.

Ради расширения прав местного самоуправления наша партия готова идти на компромиссы и совместную работу по осуществлению децентрализации с теми политическими силами, которые разделяют наш главный принцип «Вся власть - на места! Вся власть - местным советам». С той частью членов общества, которые не просто провозглашают себя патриотами, но действительно хотят спасти и сохранить Украину от угроз развала и неофеодализма.

Петр Симоненко,

Первый секретарь ЦК Компартии Украины


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях