Петр Симоненко: Предложения по изменению Конституции Украины

Петр Симоненко: Предложения по изменению Конституции Украины


В связи с очередным возобновлением конституционного процесса наша партия подготовила предложения об обновлении Основного Закона страны.

Предложения направлены прежде всего на то, чтобы укрепить основы конституционного строя, раскрыть суть конституционных положений об Украине как демократическом, правовом, социальном государстве, уточнить  конкретные правовые формулы о собственности в Украине, раскрыть основы экономической и социальной организации украинского общества, экологической безопасности.

Конкретизируются положения о внешней политике. В частности, предлагается в соответствии с принятой в 1990 году Декларацией о государственном суверенитете Украины указать в Основном Законе страны, что Украина является постоянно нейтральным государством, не входящем в военные блоки, и придерживается известных трех неядерных принципов: не принимать, не приобретать и не размещать на своей территории ядерного оружия.

В соответствии с неизменной принципиальной позицией партии предлагается закрепить в Конституции, что государственными языками в Украине являются украинский и русский языки.

Особое значение придается усилению конституционных гарантий прав и свобод. Вместо обтекаемых формулировок (типа "все имеют право. . .") предлагается четко указать в Основном Законе, что Украинское государство обязывается делать, чтобы реально гарантировать конкретные социальные, политические, гуманитарные права и свободы граждан,  надежно защитить их от произвола и беззакония.

Большое внимание в предложениях уделено вопросам организации государственной власти, которые сегодня, особенно в связи с трагическими событиями последних более чем полутора лет, приобрели особое значение. От справедливого их решения, учитывающего интересы и справедливые требования граждан, в огромной мере зависит прекращение братоубийственного конфликта на Востоке страны, мир в Донбассе и в целом в стране.

По мнению нашей партии, реформирование в этой сфере должно предусматривать:

максимально возможную в нынешних условиях децентрализацию власти, автономизацию регионов, демократизацию власти и прочные гарантии единства страны.

Предложениями предусматривается передать регионам в лице их представительских и исполнительных органов под их ответственность решение всех вопросов местной жизни с учетом исторических, экономических, социальных, гуманитарных, в том числе языковых, конфессионных и других особенностей, наделить местные органы власти необходимыми для этого правовыми и организационными возможностями, а также финансами, достаточными для осуществления их полномочий.

Иными словами, за пределами ведения общегосударственных органов Украины регионы должны иметь всю полноту власти.

В их распоряжение должны поступать все местные налоги, а также часть общегосударственных налогов, которая определяется в зависимости от потребностей регионов в расходах, необходимых для осуществления их функций.

Предлагается ликвидировать местные государственные администрации, а их функции передать местным советам, избираемым населением, их исполнительным органам. Возглавлять совет и его исполнительный комитет должен председатель, который может избираться населением региона.

На уровне регионов центральная власть (президент или правительство) может иметь своего представителя, который, не вмешиваясь в оперативную деятельность местных органов власти, осуществляет контроль за соблюдением ими законов и выполнением общегосударственных программ, координируют деятельность государственных органов и предприятий, подчиненных непосредственно центру.

Регионы должны иметь учредительные документы (уставы), отвечающие основным началам Украины как демократического, правового, социального государства, определяющие полномочия, порядок формирования представительских и исполнительских органов региона, принятия их нормативных правовых актов. Уставы не могут противоречить Конституции и законам Украины.

С учетом особенностей отдельных регионов (в частности, столицы государства), а также ситуации, сложившейся в некоторых регионах страны, им может предоставляться особый правовой статус с указанием его особенностей и, при необходимости, срока, на который такой статус предоставляется.

Изменение территорий регионов, территориальных общин, их объединение может осуществляться только с учетом мнения населения соответствующих регионов, общин.

На территории страны не может допускаться установление внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения людей, товаров, услуг, финансовых средств.

Решению указанных задач подчинены и другие предложения.

Представляя свои соображения относительно обновления Конституции Украины (они направлены в Верховную Раду), партия исходит из того, что все предложения должны быть представлены на всенародное обсуждение, а окончательное слово относительно обновленной Конституции, которую примет Верховная Рада Украины, должен сказать народ на Всеукраинском референдуме.

Петр Симоненко


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях