Петр Симоненко: Кризис мирового порядка и судьба постмайданной Украины

Петр Симоненко: Кризис мирового порядка и судьба постмайданной Украины


Без малого три года прошло с того дня, как в результате февральского вооруженного переворота 2014 года, осуществлённого при непосредственной финансовой и политической поддержке США, ЕС и НАТО, власть в Украине от олигархии Януковича перешла в руки олигархии Порошенко.

Если спросить у простых участников событий осени 2013 – зимы 2014 годов, к чему они стремились тогда, выйдя на площади, большинство из них скажет, что хотели добиться улучшения жизни. Надеялись, что через смену «плохих» правителей на «хороших» удастся получить достойную работу, искоренить  коррупцию, поднять отечественную экономику, провести необходимые реформы и обеспечить «европейский» уровень зарплат, пенсий, социальных пособий.  Так им  обещали те, кто вывел людей на майданы. Те, кто на их крови придя к власти, под фальшивым предлогом «антитеррористической операции» развязал братоубийственную гражданскую войну и противоправно использует в этой войне регулярные Вооруженные силы. Те, кто своими преступными действиями уничтожил территориальную целостность  Украины. Вместо обещанного «европейского рая» страна оказалась в глубочайшей кризисной яме с ворохом долгов, обнищавшим народом, погрузилась в пучину националистического мракобесия и профашистской диктатуры. Такова жестокая реальность.

И эта реальность, к сожалению, не случайное стечение обстоятельств, а закономерный итог многолетней политики, проводимой всеми без исключения правительствами и президентами Украины, начиная с 1991 года. Политики, направленной на сдачу национальных интересов, на превращение страны в протекторат США и транснациональных корпораций, на разрыв вековых экономических, культурных и политических связей с братскими славянскими народами и постсоветскими государствами.

Международный капитал, «доброжелатели» из американского Госдепа и ЕС рассматривали и рассматривают Украину исключительно, как одну из «клеток» геополитической «шахматной доски», на которой разыгрывается кровавая драма в борьбе за мировое господство между империалистическими политико-экономическими блоками и корпорациями.  А народ Украины интересен для них только как «разменные фигуры» на этой «шахматной доске», которыми можно пожертвовать ради своей победы.

Глобальная борьба за переустройство мира: вызов и реакция

В результате распада СССР и социалистического содружества сформировался новый миропорядок, в котором роль  лидера и силового гегемона присвоили себе США и их союзники. В основу своего политико-экономического доминирования они  положили финансово-экономическую модель «расширенного потребления» на основе облегченного доступа к кредитам.

Закрепление же США, а затем и ЕС в роли основных эмиссионных центров, превратило их в источник финансово-кредитных ресурсов для остального  мира. А бесконечное перетекание «мозгов» из развивающихся стран – мировой  периферии - в центр, как результат политики насаждаемых там «реформ»,  обусловило еще и  технологическое лидерство  Запада.

Таким образом, для развивающихся стран, искавших возможности получить доступ к технологиям, финансам, рынкам сбыта, выстраивание отношений  с западным миром стало приоритетом, что неизбежно привело к утрате ими политического и экономического суверенитета.

Военно-политическое могущество США и стран НАТО стало гарантией реализации их политики и стабильности, созданной ими системы. Запад получил возможность контролировать ресурсно-сырьевые потоки и неограниченно применять военную силу для обеспечения необходимой лояльности со стороны правительств развивающихся стран.

Параллельно, для более эффективного контроля «периферийных» национальных элит, была создана разветвленная сеть разнообразных «гуманитарных фондов» и «общественных организаций» - агентов влияния, финансируемых правительствами США и ЕС напрямую, а также через контролируемые ими многочисленные международные структуры.

В случае необходимости, как показывают события в Африке, на Ближневосточной Востоке, в Украине, такие «агенты влияния» используются для разжигания гражданских конфликтов и смены неугодных правительств в той или иной развивающейся стране, причём,  без откровенного вооруженного вмешательства извне.  Эта «мягкая сила» стала  важным, если не определяющим, элементом в системе поддержания евро-атлантической гегемонии.

Разразившийся в 2008 году глобальный кризис произвёл на господствующий мировой порядок эффект, сравнимый с эффектом «ядерного взрыва»: маховик кредитного потребления, как экономический  базис этого порядка, был сломан. Население США и стран ЕС оказалось  более не в состоянии наращивать потребление и не могло гарантировать возврат ипотечных и иных потребительских кредитов, что повлекло за собой массовые банкротства и социальные катаклизмы.

Все это требовало от стран «золото миллиарда» переосмысления не только торговой, валютно-финансовой системы и логики мирового разделения труда, но и самой идеологии организации миропорядка, то есть либеральной идеи.

Политики, обслуживающие интересы ТНК и сильных мира сего, всерьёз заговорили о необходимости обуздания глобального финансового капитала через  повышение роли государств, поскольку именно власть «свободного рынка», закрепленная «Вашингтонским консенсусом», многократно повышала риски обвала  экономик, жестоких депрессий и социальных потрясений.

Кроме того, стало очевидно, что эмиссия мировой резервной валюты не может быть привилегией одной, пусть и мощнейшей сверхдержавы – США. В результате, объективно возникла необходимость пересмотреть ведущую роль доллара.

Необходимо учесть, что реставрация капитализма в постсоциалистических, постсоветских государствах, как и сложившаяся буржуазная система финансово-экономического мироустройства не смогли разрешить ни одного противоречия современного мира и, прежде всего, коренной конфликт – конфликт труда и капитала, который в первом десятилетии 21 столетия еще более усугубился. Как показала практика, модель «расширенного потребления» не только не сглаживает социальное неравенство, но, наоборот, ведет к его росту. Так, например, исследование  Мичиганского университета США показало, что в 2007 году состоятельные американцы были богаче среднестатистической семьи в 16,5 раз, а уже через 6 лет, в 2013 году, -  в 24 раза.

В рамках доминирующей капиталистической системы мироустройства постоянно обостряется проблема безработицы. Особенно среди молодежи. В странах ЕС это показатель сегодня бьет все рекорды, приближаясь в некоторых государствах к 40%. В США, например,  численность работающих снизилась до уровня 1978 года и составила всего около 95 млн.человек. При том, что численность населения страны возросла с тех пор почти на 100 млн.

В результате кризиса, вызванного крахом кредитно-потребительской экономики, большинство людей де-факто оказались лишены права на медицинское обслуживание, образование, социальное обеспечение, жильё, не имея более возможности все это оплачивать. Около половины американцев оказались в подобной кредитной ловушке. При этом львиная часть должников не сможет скинуть с себя это бремя никогда, перекладывая его на будущие поколения. Так, например общая сумма долга только по оплате за образования в США составляет 1.2 триллиона долларов.

Как показывает развитие событий, транснациональная олигархия в погоне за прибылью  и сверхприбылью, а также политический истеблишмент западных стран, обслуживающий ее интересы, в первую очередь США, оказались не готовы к подобным вызовам.

В результате, все попытки «мягких» реформ, включая основные международные институции, завершились, как и следовало ожидать, крахом.

Не помогли такие реформы МВФ, который как был оплотом финансового  закабаления развивающихся стран и экономик, так и остался.

Закончились провалом попытки реформировать ООН, региональные системы коллективной безопасности (ОБСЕ).

«Мирового правительства» из G-20 (Большой двадцатки) не получилось, да и не могло получиться. Слишком уж разными оказались (что абсолютно естественно) цели членов двадцатки и слишком большое число стран остались за бортом такого «мирового правительства». А так называемая Большая семерка (G-7) без включения Китая, Индии, Бразилии и России – способна, разве что, выполнять роль «клуба по интересам», без возможности реально решать проблемы, связанные с преодолением глобального кризиса миропорядка.

Соглашения в рамках ВТО, призванные сбалансировать мировые товарные рынки, превратились в фикцию. Режимы так называемых «санкций», которые США и их союзники активно используют в политических целях, воздвигая «нетарифные» барьеры на пути свободного движения товаров и услуг в виде разнообразных ограничительных квот, вплоть до полного запрета на экспорт-импорт, вынудили многие государства де-факто игнорировать нормы и правила ВТО, отдавая приоритет двусторонним (многосторонним) экономическим связям.

В результате провала всех этих институциональных реформ, равно как и неспособности обуздать финансовый капитала, страны Запада, на практике решают свои проблемы выхода из  кризиса за счет переноса всех его издержек на периферию глобальной системы, то есть за счёт развивающихся стран и их народов.

В таких условиях, закономерным и необходимым для многих стран стал поиск национальных антикризисных стратегий. В первую очередь, речь идет о сохранении национального индустриального и научно-технического потенциала, предотвращении «оттока мозгов» за рубеж, обеспечении необходимой глубины разделения труда внутри своих экономик и создании фундамента для инновационного развития, позволяющего в будущем на равных конкурировать со странами «золотого миллиарда».

В результате стали укрепляться параллельные существующим региональные и межрегиональные торгово-экономические и валютно-финансовые союзы, формироваться новые контуры мирового разделения труда, позволяющие преодолевать или нивелировать  кризисные явления, выйти из-под «пресса» США и опирающихся на них ТНК. Появилась перспектива проводить собственную экономическую и социальную политику  независимую от желания «евроатлантистов».

Фактически, это означало, что был сделан серьезный  шаг по пути создания новой архитектуры мировой экономики и обновления всей системы международных отношений, в том числе и глобальных структур, отвечающих за коллективную безопасность, поддержание мира и стабильности.

В первую очередь, речь идёт о БРИКС и расширении расчетов между входящих в него странами в национальных валютах без привязки к доллару или евро, о качественно новых двусторонних и многосторонних соглашениях об условиях доступа на рынки товаров и услуг минуя нормы ВТО.

Произошло значительное наращивание потенциала Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Привлечение к работе ШОС Индии, Пакистана, Ирана создавало условия для установления нового периметра безопасности и сотрудничества в Евразии. Открылись возможности для превращения Евразийского континента в новый центр глобального роста взамен  евро-атлантического. Этому способствовало и возросшая политико-экономическая активность Китая через реализацию проекта «Нового Шелкового пути», и возросшее влияния «Поднебесной» в Юго-Восточной Азии. В том числе и через создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Параллельно с этим процессом активизировались попытки экономической консолидации на постсоветском пространстве. Формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обозначило стремление вошедших в него стран к совместному расширению торгово-экономических связей с ЕС на паритетной основе и практической реализации проекта «Большой Европы: от Дублина до Владивостока».

Такое развитие событий и перспективы лишится роли «гегемонов» были восприняты США и другими «держателями» евро-атлантического проекта, как прямая угроза их безопасности, которую необходимо нейтрализовать.

Утратив значительную часть своего экономического влияния они, тем не менее, имели возможность задействовать силовой «контур безопасности». США и часть элит Запада прибегли к воплощению в жизнь крайне реакционных сценариев по нейтрализации политической и экономической активности «несогласных». В первую очередь тех стран, которые сформировали и поддержали альтернативные евроатланистам региональные и межрегиональные финансово-экономические структуры (БРИКС, ШОС, ЕАЭС и других).

Сверхзадачей США и их союзников стала стратегия  «возвращения в Азию»,  как  доктрина сдерживания Китая, и срыв интеграции на постсоветском пространстве, как стратегия сдерживания России.

Для реализации этой сверхзадачи им необходимо было мобилизовать своих союзников и сателлитов в Европе и Юго-Восточной Азии. С этой целью были запущены два проекта масштабных торгово-экономических союзов: Трансатлантический и Транстихоокеанский. Ставки были высоки, а расчёт делался  на то, что изоляция «несогласных» и мобилизация союзников позволит США и евроатлантистам, несмотря на кризис, сохранить доминирующее положение в глобальной экономике и международной системе.

Для этого США и иже с ними прибегли к хорошо освоенной в предшествующие годы технологии  «цветных» революций (в 1991 - СССР, 90-е - Балканы, 2003 - Грузия, 2004 – Украина, 2005 - Киргизия).

Так в период с 2010 по 2015 год эта технология была активно задействована в различных регионах планеты. На ближнем Востоке и в Северной Африке – Тунис, Ливия, Египет, Сирия, Йемен. В России – так называемое «белоленточное» движение. Движение «желтых зонтиков» в Гонконге. Беспорядки в Македонии, Молдове. «Революция достоинства» (Майдан) в Украине в 2013-2014, «Энергетический майдан» в Ереване в 2015 году.

При этом все «революции» проходили по единому сценарию: начиная с «демократических мирных» протестов, которые в зависимости от ситуации, задач и реакции властей трансформировались в массовые беспорядки и вооруженные бунты. И везде активными участниками и провокаторами беспорядков выступали неправительственные «грантоедские» организации и фонды, щедро спонсируемые Западом. Такие «революции» всегда сопровождались и сопровождаются активными информационными кампаниями в глобальных СМИ, приветствующих якобы «народный выбор» в пользу «свободы и демократии» и клеймящих очередной авторитарный («коррумпированный», «тоталитарный», «преступный» и т.д.) режим.

Именно через такие технологии «цветных» революций достигался эффект «хаотизации» внутри альтернативных США и евроатлантистам торгово-экономических объединений и вокруг них, ограничивались возможности развития альтернативных подконтрольным США и их союзникам,  транспортно-логистических коридоров. С одной стороны, истощались ресурсы, втянутых в конфликты стран, подрывалось доверие населения этих стран к своим правительствам, рискнувшим бросить вызов Западу. С другой, США использовал созданный хаос для повышения собственной значимости, как гаранта безопасности для своих союзников, их границ и зон влияния.

Выбранный США и евроатлантистами курс на дестабилизацию и хаотизацию международной ситуации (по известной поговорке, что рыбку легче в мутной воде ловить) вызвал к жизни мощные и по-варварски разрушительные силы. Фундаменталистские движения сплотились под флагом Исламского государства, которое несёт прямую угрозу миру и безопасности на планете. Пылают не только Ближний Восток, Центральная и Северная Африка. В зоне нестабильности оказалась Европа, уже не способная переварить поток беженцев, хлынувших в эту «землю обетованную» из разрушенных хаосом стран. Терроризм, как это ни дико звучит,  стал в  странах ЕС обыденным явлением. Под прицелом «новых»  варваров находится Кавказ, Южные регионы России, Китай, Индия.

Таким образом, глобальный кризис не только не был остановлен, а вышел на новый, еще более угрожающий виток, сопровождаясь при этом ожесточенным наступлением капитала на социальные завоевания трудящихся, отвоёванные ими в результате классовой борьбы и под влиянием социалистических преобразований в СССР.

Европейский театр глобального противостояния: подрыв «украинского моста»

После распада СССР и образовании независимых государств на постсоветском пространстве, Украина долгое время рассматривалась как своеобразный геополитический мост между Европой и Азией. И такое сравнение было вполне уместным. Стратегическое природно-географическое положение страны, сложившиеся общественно-политические и социально-экономические реалии, давали Украине шанс справиться с этой задачей.

В многочисленных проектах будущего обустройства континента наша страна должна была стать ключевой  транспортной  артерией, важнейшим транзитным коридором и вместе с тем точкой экономической конвергенции ЕС, ЕАЭС и растущих экономик Юго-Восточной Азии.

Развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с ЕС, наращивание промышленной и научно-технической кооперации с Российской Федерацией, участие в проектах вместе с Китаем и Индией открывали для Украины широчайшие перспективы. Задействованным оказывался  бы весь потенциал Украины как индустриально-космической державы,  «житницы Европы» и одного из лидеров информационных технологий. Появлялась возможность не только гарантировать устойчивый экономический и инновационный  рост, а и существенный рост  уровня и качества жизни.

Коммуникация и трансграничное сотрудничество в западных областях страны, способствовало бы быстрому экономическому сближению со странами Вышеградской группы, и через них с ЕС. Через северо-восточные и восточные  области улучшалась бы динамика сотрудничества со странами СНГ. Украинский Юг, имеющий связи со странами Черноморского региона,  обеспечивал бы развитие морских транзитных коридоров и портовых хабов, создал бы перспективу для возрождения судостроительной отрасли.

Все это позволяло получить не только экономические и социальные дивиденды, но и укрепить своё стратегическое геополитическое положение.

И наоборот, выпадение Украины из Евразийских интеграционных процессов существенно тормозило реализацию идей и Большой Европы, и Нового Шелкового пути. В этой связи вполне очевидно, что хаотизация Украины стала одной из основных задач для сил, стремящихся сорвать переход к новому мировому порядку.

К сожалению, украинская национальная элита оказалась неспособной осознать свои стратегические возможности и перспективы, а тем более – реализовать их. С момента обретения независимости и по сей день Украина следует в фарватере политически и экономически обанкротившейся евро-атлантической концепции миропорядка.

Клептократические  украинские нувориши, дорвавшиеся до власти и целенаправленно грабя страну, выводя капиталы в оффшоры, присваивая  наиболее лакомые государственные  предприятия и целые отрасли, уничтожили экономический и научно-технический потенциал Украины. Тем самым создав жесточайшее социальное неравенство, ввергая миллионы людей в нищету.

Под заклинания о преимуществах «либеральной демократии» планомерно разрушались  институты народовластия. Власть выборных советов на местах заменили на власть назначаемых сверху администраций. Референдумы и плебисциты де-факто оказались под запретом. Народное волеизъявление подменено «технологическими выборами» с куплей-продажей голосов и массовыми фальсификациями на государственном уровне. Украинская политика свелась к бесконечному и бесплодному перераспределению полномочий между олигархическими группами влияния.

Жестокая межклановая борьба неумолимо разрушала правовую систему, превращая беззаконие в норму. Так, на президентских выборах 2004 года, ради победы одного клана над другим, «придумали» абсолютно неконституционный «третий тур» голосования. В 2007 году президент  Ющенко без каких-либо конституционных оснований разогнал парламент. В 2010, с подачи очередного президента-олигарха Януковича, Конституционный Суд за одну ночь ликвидировал действующую Конституцию.

Бесконечные выборы-перевыборы, хроническая радикализация политических процессов при непосредственном внешнем давлении на украинские «элиты» со стороны  США, нагнетание ксенофобии и поощрение националистических, неонацистских и неофашистских партий и организаций  - все это в совокупности заложило мину замедленного действия под украинскую государственность, территориальную целостность и гражданский мир.

Оставалось лишь  в нужный момент привести эту мину в действие. И в 2013 году такой момент наступил. Использовав ситуацию, связанную с переносом сроков подписания Ассоциации Украина-ЕС, в стране начались срежиссированные по инициативе и под контролем Госдепа США волнения. Цель -  не допустить участия Украины в Евразийском проекте, создать хаос на границе с Россией и разместить в Крыму военно-морскую базу НАТО, как силовой форпост евроатлантизма в регионе.

Тут следует сделать небольшое отступление и отметить, что продвигаемая в общественное сознание «простого украинца» концепция «безальтернативности цивилизационного европейского выбора» в свое время была беспрекословно принята украинской элитой.

Украинская власть и крупный капитал видели в этой идее удобную пропагандистскую ширму для ухода от ответственности за свои действия и реальных реформ, за развал экономики и обнищание народа. Игрищами в европейскую интеграцию, они прикрывали своё нежелание и свою неспособность реализовать, основанную на общественном интересе, стратегию долгосрочного развития страны.

Со временем, под воздействием массированной пропаганды, в том числе щедро проплаченной через «грантоедские» организации и фонды, европейская интеграция из внешнеполитического курса превратилась в социальный миф, стала новой украинской утопией.

Ожидания, связанные с экономическим развитием и построением правового демократического государства, были примитивизированы и сведены до одного «волевого акта» - подписи под соглашением об Ассоциации. Как оказалось, для вышедших на улицы и поддержавших протест людей, совершенно не важно, что «европейский миф» не учитывал реалий Украины, рисков для национальной экономики и всей социальной системы. Сорваться с госдеповкого крючка  украинскому режиму просто не дали.

Безусловно,  события могли бы пойти по другому сценарию. Украина могла, говоря ленинскими словами, стать тем самым «слабым звеном» империализма, где мог бы произойти прорыв и могла свершиться действительно социальная революция со сменой буржуазной политической системы на систему народовластия.

Но в замыслы глобальных элит и прикормленных ими местных политиков, оседлавших революционный настрой украинских граждан, это не входило. Целью, как уже говорилось была хаотизация и последующая конфронтация с Россией.

Именно поэтому с первых дней нового майдана общедемократическая и социальная повестка уступила место откровенно ксенофобской. Как следствие, социальная революция выродилась в националистический бунт. Что соответствует ленинскому анализу внутренней противоречивости «слабого звена», и что оно может быть не только центром социальной революции, но  и стать пространством добычи победителей в мировой империалистической конкуренции.

В результате, в феврале 2014 года после вооруженного переворота в Украине был установлен режим олигархо-нацистской диктатуры. Украинское общество оказалось расколото практически на два равных лагеря, каждый из которых не был готов принять победу другого. Развернулась невиданная даже в эпоху маккартизма антикоммунистическая истерия, помноженная на зоологическую русофобию. В результате «ушёл» Крым, в попытках удержать Донбасс захвативший власть режим развязал Гражданскую войну, объявив Россию страной-агрессором. Большинство программ сотрудничества в рамках Евразийского проекта оказались замороженными. Отложен в долгий ящик и проект Большой Европы..

На Европейском континенте вновь «похолодало», забряцало оружие,  нависла реальная угроза перерастания новой «холодной войны» в масштабный ядерный конфликт.

Варианты будущего для Украины

Можно долго спорить о том, кто больше проиграл в украинском конфликте: Европа, Россия или США. Проиграли все. Но наибольшие потери, безусловно, понесла Украина.

За прошедшие три года национальная валюта - гривна обесценилась более чем в три раза.  Цены, в среднем, выросли в два раза, тарифы – на сотни процентов.

На 1 октября 2016 года средняя заработная плата в Украине составила 4989 грн или $191. Это в два раза меньше, чем в 2013 году и в два с половиной раза меньше чем в Гондурасе.

В целом падение экономики за три года составило 20%. При этом экспорт сократился почти в два раза – на 29 миллиардов долларов США по сравнению с 2013 годом, в том числе в ЕС – на 3,5 миллиардов. И это  несмотря на то, что Украина взяла курс на евроинтеграцию. А ведь как рассыпались в обещаниях: европейские зарплаты, европейские пенсии!

За три года  уничтожена треть банковской системы, люди и предприятия безвозвратно потеряли в банках более 100 миллиардов гривен – депозиты, которые не подлежат компенсации.

Согласно отчету Transparency International за ноябрь 2016 года, Украина как была одной из самых коррумпированных стран мира, так ею и осталась. 86% украинских граждан отрицательно оценивают попытки правительства побороть коррупцию. И это несмотря на огромное количество новосозданных антикоррупционных органов, получающих миллиарды гривен из наших налогов.

В рейтинге стран привлекательных для туризма, Украина названа опасной страной. Около 70% граждан готовы покинуть Украину навсегда.

Страна физически вымирает, что полностью укладывается в те задачи, которые преследуют евроатлантисты и ТНК – через 10 лет население Украины должно сократиться до 25-30 млн.человек. Уже сегодня, по данным ЦРУ США, Украина занимает второе место в мире по смертности. Впереди только карликовое африканское Лесото.

Не удивительно, поэтому, что  впервые за всю историю независимости на ключевые государственные должности назначаются иностранные граждане – ставленники США или их сателлитов. Под неустанные заклинания националистов всех мастей и заявления олигархической верхушки о восстановлении суверенитета, Украина превращена в протекторат «золотого миллиарда» и отдана на растерзание транснациональным корпорациям и прислуживающих им украинских коллаборантов.

Не случайно, основным разработчиком всех правительственных решений стал МВФ. Фонд, руководимый ставленниками США и глобального капитала, диктует украинскому правительству законодательные инициативы, «реформы», кадровые и другие решения. Их безропотно штампует украинский парламент, в котором больше не осталось политических сил, реально заинтересованных в отстаивании интересов трудящихся.

Но самое страшное то, что страна и общество продолжают находиться в состоянии войны. Гибнут украинские граждане, сотни тысяч стали вынужденными переселенцами с  непредсказуемым будущим. Правящий режим умышленно не выполняет взятые на себя обязательства по прекращению кровопролития и саботирует «Минские соглашения».

Если политический курс, которым движется Украина, не будет изменен в ближайшее время, если правящий режим олигархонацистов не будет отстранён от власти  — Украина как государство многонационального украинского народа может исчезнуть с политической карты мира.

Выражая глубокую озабоченность таким развитием событий, считаю, что спасение страны, предотвращение утраты Украины, недопущение её развала является сейчас ВАЖНЕЙШЕЙ, НЕОТЛОЖНОЙ ЗАДАЧЕЙ.

Первое, что нужно, - покончить с войной на Востоке страны, урегулировать отношения с Россией. Разумеется, сделать это после трёх лет взаимных обвинений, нагнетания русофобских настроений в Украине и украинофобских в России трудно. Но нашим странам суждено всегда находиться рядом. Народы Украины и России связывают многовековая общая судьба, общие интересы. Весь трагизм противоестественного разрыва добрососедских отношений мы сполна ощутили за истёкшие три года.

Следует унять милитаристскую риторику, поджигательские речи доморощенных "стратегов", которые не считаются с тем, что военного разрешения ситуации не существует, что чем дольше будут сохраняться противостояние, литься кровь, разрушаться города и села, тем труднее будет выходить из сложившейся тяжелейшей ситуации, возрождать страну.

Необходимо на взаимно согласованной основе пойти на смелые шаги, воспользоваться тем, что за мирное урегулирование конфликта на основе Минских договорённостей выступают международная общественность, участники Нормандской четверки, настойчиво добиваться, чтобы соглашения, которые заключаются в процессе урегулирования, содержали реальные гарантии их осуществления и непременно выполнялись.

События последнего времени показали, что в ситуации, сложившейся в мире, на европейском континенте, единственно приемлемым для нашей страны является её нейтральный, внеблоковый статус с прочными гарантиями безопасности, зафиксированными в официальных документах Совета безопасности Организации Объединённых Наций, других международных организаций. Важно только, чтобы это не были словесные декларации, благие пожелания.

Что касается экономических проблем Украины и путей их решения, то после мирного урегулирования на Востоке Украины их необходимо обсудить с привлечением широкого круга специалистов-профессионалов и полномочных представителей соответствующих институций России, ЕС и Евразийского Союза.

Трагическое развитие событий на Востоке Украины с большой силой подтвердило, что необходимой предпосылкой консолидации нашего многонационального общества является учет особенностей регионов, каждый из которых имеет свою специфику (национальный состав, религиозные конфессии, отношение к прошлому, историческим событиям и деятелям, символика и др.). Попытки одной группы навязать другим или всему обществу свои предпочтения (как это сейчас делают воинствующие национал-шовинисты при поддержке власти), как правило, оборачиваются негативными последствиями.

С учётом опыта других государств, в частности США, ФРГ, предлагается рассмотреть многочисленные предложения о совершенствовании государственного устройства Украины, в том числе о переходе на федеративную форму с прочными конституционными гарантиями её целостности и единства. Это послужит надежным противоядием от сепаратистских проявлений.

По сути, такой подход и закреплен в Минских соглашениях применительно к отдельным регионам Донецкой и Луганской областей, которые сейчас не находятся под контролем киевских властей. Соглашения исходят из того, что указанным регионам, являющимся органической частью Украины, должен быть предоставлен особый статус с полномочиями, учитывающими их специфику.

Статус, особенности выборов органов регионального и местного самоуправления должны быть разработаны совместно с указанными регионами (они называются самопровозглашенными Донецкой и Луганской Народными Республиками). Как ни относиться к тем, кто управляет этими регионами, сегодня они представляют в них реальную власть, и с ними надо вести переговоры, совместно находить приемлемые для обеих сторон решения. Без этого конфликт не урегулировать, кровопролитие будет продолжаться.

Крайне важно гарантировать, что в процессе урегулирования и после него население нынешних ДНР и ЛНР не будет подвергнуто репрессиям, чем угрожают неонацисты. Без законодательно, конституционно закрепленных гарантий урегулирование, консолидация нашего разобщенного общества невозможна.

Очевидная несостоятельность нынешней власти неизбежно потребует проведения досрочных парламентских, а, возможно, и президентских выборов. Выборы Верховной Рады должны проводиться по пропорциональной системе (по партийным спискам). В случае сохранения смешанной системы выборов новый парламент будет иметь ещё худший состав, чем нынешний.

Понятно, что это требует срочной разработки и принятия нового избирательного закона.

Необходимо покончить с бесконечными экспериментами с Конституцией Украины. Не латать её по частям, а подойти к пересмотру положений, требующих усовершенствования, комплексно. При этом следует рассмотреть, в частности, предложения:

- о федеративном устройстве Украины;

- о переходе к парламентской форме правления и упразднении института президентства и др.

Учитывая сложившуюся ситуацию, важно:

- вернуть в конституционное поле деятельность всех государственных органов, принять неотложные меры для обеспечения неукоснительного соблюдения закрепленных в Конституции Украины прав и свобод граждан;

- незамедлительно ликвидировать незаконные вооружённые формирования;

- призвать к порядку государственных деятелей, которые допускают действия, несовместимые с требованиями Конституции Украины (типа высказываний расистского или подстрекательского толка, которые позволяют себе некоторые официальные лица); не допускать провокационных действий, которые могут осложнить ситуацию, вызвать новое кровопролитие;

- прекратить издевательство над исторической правдой, субъективистский пересмотр отечественной истории;

- безотлагательно выполнить данные Венецианской комиссии обещания пересмотреть законы о люстрации и декоммунизации, грубо нарушающие Основной Закон страны, привести их в соответствие с Конституцией Украины и демократической практикой европейских государств;

- решительно выступать против социальной демагогии, которую взяли на вооружение находящиеся у власти и рвущиеся к ней политиканы, сбивая с толку доверчивых людей.

Что касается вопросов, связанных с выведением отечественной экономики из глубокого кризиса, то конкретные предложения на этот счёт изложены в нашей Антикризисной программе "От войны - к миру", которая представлялась государственным органам, но была игнорирована.

Наша партия выходит с инициативой организовать публичное обсуждение предложений, направленных на нормализацию и стабилизацию обстановки в стране.

Для организации этой работы следовало бы образовать группу из опытных, авторитетных государственных деятелей, поручив им подготовку, по итогам публичного обсуждения, соответствующих документов для последующего рассмотрения их в порядке, установленном Конституцией страны.

Компартия готова принять активное участие в этой работе.

Петр Симоненко,

Первый секретарь ЦК КПУ


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях