Как Китай вывозит с Украины технологии советского самолётостроения

Как Китай вывозит с Украины технологии советского самолётостроения


Петр Симоненко: "Клептократические  украинские нувориши, дорвавшиеся до власти и целенаправленно грабя страну, выводя капиталы в оффшоры, присваивая  наиболее лакомые государственные  предприятия и целые отрасли, уничтожили экономический и научно-технический потенциал Украины. Тем самым создав жесточайшее социальное неравенство, ввергая миллионы людей в нищету".

Многие специалисты, работавшие в авиаконцерне «Антонов», могут стать трудовыми мигрантами после ликвидации предприятия. Их профессиональные навыки оказались востребованы в Китае: по информации китайских СМИ, в провинции Шэньси строится промышленный кластер, куда переедут с семьями 2 тыс. сотрудников ГП «Антонов».

На территории современного открытого производственного района Луянху уже построены производственные цеха и жилые дома, создана необходимая инфраструктура. Пекин не жалеет средств: работы по возведению конструкторского городка обошлись Китайской Народной Республике в 6,3 млрд юаней (более 56 млрд рублей).

Одна из основных целей проекта — воссоздание на китайской базе сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия», грузоподъёмность которого около 250 тонн.

Интерес к «Мрии» китайское руководство проявляет давно: летом 2016 года «Антонов» и китайская Aerospace Industry Corporation of China (AICC) подписали договор о модернизации транспортного самолёта. Напомним, Ан-225 был спроектирован на Киевском механическом заводе в 1984—1988 годах. Тогда было заложено только две машины, одну из них Украина достроила и сейчас эксплуатирует. Второй самолёт так и остался в проекте.

В августе 2016 года китайский телеканал CCTV сообщил, что Пекин договорился с руководством «Антонова» о передаче права собственности на «Мрию», включая использование чертежей и другой документации. Однако вскоре пресс-служба ГП «Антонов» опровергла информацию о передаче интеллектуальных прав на самолёт.

Кроме «Мрии», Пекин планирует наладить на своей территории производство самолётов Ан-124-100 «Руслан» и Ан-70.

Тяжёлый дальний транспортный самолёт «Руслан» был разработан, как и «Мрия», в 1980-х годах. Главное предназначение машины — транспортировка мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и перевозка личного состава. Самолёт до сих пор считается лучшим в своём классе.

Ан-124-100 «Руслан» 
 

Если Пекин сможет наладить производство Ан-124-100, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) заполнит нишу тяжёлой транспортной авиации — сейчас китайские военные нуждаются в поставке 200 самолётов такого класса, считают эксперты.

Кроме того, интерес для китайских вооружённых сил представляет и другой военно-транспортный самолёт — Ан-70, совместное детище российского и украинского авиастроения. 

Украинский военно-промышленный комплекс не представляет большого интереса для США или европейских государств, однако очень привлекает страны «второго эшелона», стремительно наращивающие свой оборонный потенциал. По мнению  экспертов, Киев пошёл по пути «дикой» приватизации и «сотрудничество» с иностранными игроками может обернуться для украинской оборонки полным развалом.

Миграция оборонки

ГП «Антонов» — не единственное предприятие украинского ВПК, наращивающее связи с Поднебесной. Пекин активно стимулирует трансфер стратегических технологий, сохранившихся на украинских оборонных предприятиях.

В частности, по сведениям экспертов, китайские власти уже договорились с КБ «Южмаш» о передаче документации советского спускаемого лунного модуля, на котором СССР планировал доставить космонавтов на поверхность Луны. Речь идёт не о сборке аппаратуры на заказ, а о передаче технологий. Кроме того, ранее предприятие передало Пекину техническую документацию для ракетных двигателей РД-170, РД-120 и РД-9.

АО «Мотор Сич» было приватизировано ещё в начале 1990-х, в основном предприятие поставляло свои двигатели в Россию. Политическая конфронтация между Киевом и Москвой фактически лишила «Мотор Сич» средств к существованию. Неудивительно, что в этих условиях руководство компании начало подыскивать альтернативные рынки сбыта. Находясь в безвыходном положении, предприятие вынуждено соглашаться на любые условия иностранных партнёров.

По некоторым данным, к переезду в Китай уже готовятся многие сотрудники АО «Мотор Сич» — речь идёт приблизительно о 3 тыс. специалистов.

Однако не исключено, что после того, как Поднебесная наладит собственное производство необходимых комплектующих, украинские поставщики останутся без китайских заказов. Поэтому нынешняя политика Киева ведёт лишь к дальнейшему разрушению собственной оборонки.

Путь «Антонова»

Напомним, в 1946 году на Новосибирском авиационном заводе было открыто новое авиационное опытно-конструкторское бюро под руководством Олега Антонова. Через несколько лет КБ переехало в Киев. Государственный концерн «Антонов» включал в себя ГП «Антонов», Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и ГП «Завод 410 гражданской авиации». За годы существования «Антонов» создал более сотни моделей самолётов различных классов.

О расформировании концерна Министерство экономического развития объявило в начале 2016 года. Ведомство утверждает, что предприятия, входившие в состав ГК «Антонов», продолжат работу уже в составе «Укроборонпрома». Однако за весь 2016 год со стапелей «Антонова» не сошло ни одной крылатой машины, попытки найти инвесторов в США провалились.  

Следует отметить, что «евромайдан» обернулся для компании большими потрясениями. В 2014 году Арсений Яценюк попытался отправить в отставку директора и по совместительству главного конструктора Дмитрия Киву — 71-летний авиастроитель работал на «Антонове» с 1964 года. Но сотрудники предприятия отказались подчиняться распоряжению Яценюка: дело дошло до силовых столкновений с внутренними войсками.

В результате Киву всё-таки отстранили от административного управления, сохранив за ним лишь пост главного конструктора. В 2016 году под давлением «высокого начальства» он уволился и уехал в Азербайджан — поднимать местное авиастроение.

На посту президента «Антонова» Киву сменил бывший глава избирательного штаба Петра Порошенко Михаил Гвоздёв, прежде никогда не работавший в авиастроительной отрасли (он занимал этот пост до середины 2016 года). Ещё один старый знакомый Порошенко, Роман Романов (ранее занимался перепродажей автомобилей), возглавил ГК «Укроборонпром».

В то же время эксперты скептически оценивают планы китайского руководства по серийному выпуску таких машин, как «Мрия» и «Руслан», — самолёты создавались ресурсами мощного военно-промышленного комплекса Советского Союза. Чтобы повторить эти достижения, нужны годы работы.

По их мнению, только крупные конструкторы понимают, как создаётся целиком самолёт, а каждый специалист занимается своим участком, отдельной технической задачей. Поэтому говорить, что все переезжающие специалисты являются носителями технологий, не следует.

Чтобы система заработала, нужно перевести всю технологическую оснастку с украинской территории. Ещё нужен организатор, который поставит конкретные задачи, разработает технологическую цепочку. Кроме того, нужны технологические связи — Украина не сама создавала эти самолёты, около 70% всех компонентов любого украинского самолёта — российские компоненты.

По материалам СМИ


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях