Советская танковая техника. 10 сентября - День танкиста

Советская танковая техника. 10 сентября - День танкиста


Точного определения танка как военной техники нет, так как не существует его мирового стандарта. Сам термин «танк» происходит от английского «tank», переводимого на русский язык как «бак» или «чан». Термин был выбран, исходя из условий сохранения в тайне сведений о новой военной технике, впервые примененной Англией в Первой мировой войне. Со временем во многих странах название этой грозной машины изменилось, а в России осталось неизменным. Следует отметить и то, что каждая страна разрабатывает и производит танки в соответствии со своими потребностями, возможностями, взглядами на ведение войн и т. д.

Изобретен танк был в России. Автором проекта первой гусеничной самоходной машины с пушкой был сын создателя периодической системы химических элементов В. Менделеев. Проектом в техническом отделе русской армии, куда он был отправлен, не заинтересовались.

Бронированная машина Пороховщикова

До испытаний дошла вооруженная пулеметом бронированная машина на гусеницах Д. Пороховщикова, получившая название «Вездеход». Испытания проходили весной 1915 года под Ригой. Изменения на фронте вынудили их отложить, а позднее и забыть об этом агрегате. Испытывалась в 1915 году и машина Н. Лебеденко, выглядевшая как гигантский артиллерийский лафет. 40-тонная машина застряла в самом начале движения и после долгого простаивания была порезана и утилизирована.

Закончив Первую мировую войну без танков собственной разработки, молодая советская страна заполучила несколько французских танков Reno-FT, которые были захвачены во время Гражданской войны у неприятеля в 1918 году. Эти машины участвовали в параде в Москве. В дальнейшем было принято решение скопировать их, что и было сделано советскими конструкторами военной техники. 31.08.1920 года в Нижнем Тагиле из цеха выехал первый советский танк «Танк М» (малый). Однако из-за дороговизны в серию он запущен не был.

Советский танк Т-20

Советское правительство понимало, что наилучшим способом производства достаточного количества танков является их копирование. Поэтому в 1925 году было запущено серийное производство танка Т-18 (МС-1) – малый сопровождения первый, прототипом которого был легкий итальянский танк Fiat-3000. МС-1 получился таким, что его не смогли превзойти следующие модели боевых машин Т-19, Т-20 («Комсомолец») и Т-24, разработанные до конца 20-х годов и не пошедшие в серийное производство.

Советско-китайский конфликт на КВЖД (1929 г.) показал все недостатки танков первого поколения. Их низкая надежность и неудовлетворительные скоростные характеристики не позволили новой технике проявить свою боеспособность в условиях реальных боевых действий.

Советский танк Т-28

Следующими серийными машинами стали Т-26 и Т-27, которые были копиями закупленных английских образцов Vickers Mk-6 ton и Carden-Loyd Mk VI. На базе Т-27 позднее были созданы плавающие танки Т-37А и Т-38. На основе купленной модели американского танка конструктора Дж. У. Кристи в Советском Союзе была выпущена серия скоростных танков БТ, имеющие колесный и гусеничный движители. Колеса использовались на марше, а гусеницы – в бою. Переход на колеса вне зоны военных действий объяснялся низким качеством гусениц: их берегли для решения машинами боевых задач.

На базе английского танка Виккерс-16 ton был создан Т-28, имеющий три башни и предназначенный для прорыва обороны противника. Для решения аналогичной задачи создавался и танк Т-35, имевший, как и его английский тяжелый прототип Independent, пять башен.

Некоторые интересные образцы танков, разработанные в предвоенные годы, в серию не пошли. В качестве примера можно привести АТ-1 (артиллерийский танк), созданный на базе Т-26. Это была самоходная установка с рубкой без крыши.

Советский танк Т-34

Гражданская война в Испании и боевые действия на Халхин-Голе в полной мере выявили недостатки бензинового танкового двигателя и слабость противопульной брони, не способной противостоять противотанковым средствам. Советские конструкторы решили эти задачи и, прекратив копировать зарубежную бронетехнику, сумели создать перед началом Великой Отечественной войны (ВОВ) знаменитый средний танк Т-34 и тяжелый КВ. В условиях начавшейся войны и для скорейшего обеспечения фронта тяжелой наземной техникой было запущено производство дешевых и простых легких танков Т-60 и Т-70. Они были уязвимыми, но позволили выиграть время для налаживания выпуска Т-34 и КВ на эвакуированных в тыл заводах.

Самоходная артиллерийская установка САУ-122

Вместе с танками достойный вклад в Победу над войсками фашистской Германией внесли и «самоходки». Так именовались противотанковые самоходные артиллерийские установки (ПТ-САУ). Они представляли собой танк без башни. Это было обусловлено тем, что на танках с вращающейся маленькой башней невозможно было применить мощную артиллерию.

После окончания ВОВ в СССР продолжился выпуск как легких и средних, так и тяжелых танков. Но к концу 50-х годов XX века стало ясно, что основное внимание нужно уделить производству основного танка, т. к. делить танки на отдельные виды стало не нужно. Легкие машины, например, заменили БМП и БТР, имевшие броню, двигатель и вооружение, не уступающие танкам.

Советский танк Т-54

Одним из самых массовых танков послевоенного периода стал Т-54, имеющий 100-миллиметровую пушку. Для действий при наличии радиационного заражения местности на базе этого танка был создан Т-55. Цеха танкостроительных заводов покинули более 30 тысяч этих машин, которые состояли на вооружении более чем в 30 странах.

Когда у вероятного противника появился танк, вооруженный 105-мм орудием, наши конструкторы и танкостроители ответили доработкой Т-55, оснастив его 115-миллиметровой пушкой. А советский танк Т-62, построенный также на базе Т-55 в 1961 году, стал первым в мире танком, имеющим 155-миллиметровое орудие.

Советский танк Т-64

Классическим основным советским танком стал танк Т-64 с комбинированной броней, принятый на вооружение перед наступлением 1963 года. Обладая 125-миллиметровой пушкой и высокой подвижностью, он воплотил в себе возможности среднего и тяжелого танка.

Одними из последних танков, разработанных в Советском Союзе, стали Т-72, поступивший в войска в 1973 году и Т-80 — первый танк с ГТД (газотурбинный двигатель), принятый на вооружение Советской Армии в 1976 году. Они вместе с образцами, созданными уже после распада СССР, воплотили в себе все достижения человечества и, оставаясь классическими машинами, были совершенно разными машинами благодаря своей «начинке».

По материалам открытых источников


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях