Самообман обреченных историей


Всемирный или глобальный кризис завершает многовековую историю старой цивилизации, основанной на частной собственности на средства производства. На смену ей идет обобществленное жизнеустройство народов земного шара.

Столь радикальный перелом в мировом историческом процессе подготовлен мировой научно-технической революцией второй половины XX века. Эта величайшая революция в развитии производительных сил человечества превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, что послужило основой для подъема производительных сил населения планеты на качественно новый уровень развития, образования наукоемкого вида материального производства, обобществления производства во всемирной степени, интеграции общественных процессов в глобальном масштабе.

В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования. Капитализм оказался бессильным перед должным овладением производительными достижениями научно-технической революции. Капиталистическая частная собственность на средства производства не только не может дальше служить основой для формирования производственных отношений народов, но и превратилась в разрушительный фактор их общественной жизнедеятельности. Частная собственность противодействует объединению и сплочению народов, является основным источником всемирной гражданской войны – «войны интересов» на планете. Именно частная собственность, аккумулируя в себе глобальный кризис, обусловливает всеобщую агонию мировой капиталистической системы.

В процессе мировой научно-технической революции наука стала решающим и определяющим фактором общественной жизни народов. Непосредственное соединение науки с материальным производством увенчалось созданием наукоемкого производства, обладающего беспредельными возможностями его развития вплоть до достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Осуществление этих возможностей в исторической практике предполагает научное обоснование общественной жизни народов и научное управление их общественным развитием, что обеспечивается соблюдением и использованием объективных законов исторического прогресса в общественной жизнедеятельности людей. Столь революционные сдвиги устремлены к замене в жизни общества социального неравенства и антагонизма противоположными свойствами – свободой, равенством, гармонией. Благодаря научно-технической революции эти сдвиги стали объективной необходимостью общественного развития современного человечества XXI века.

Научное обоснование жизни общества и научное управление его развитием возможны под руководством научного мировоззрения. Поэтому при революционном переходе человечества от частнособственнической цивилизации к обобществлённому мироустройству на первый план прорывается вопрос об умственной развитости, общественной сознательности людей. Обратив в свое время внимание на эту проблему социальной революции, К.Маркс считал: «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её созданию». Ныне социальная зрелость и умственная развитость народов отстают от революционного скачка в развитии их производительных сил, что выступает главной причиной глобального кризиса частнособственнической цивилизации. Кризис общественного сознания оказывается неотъемлемым элементом всеохватывающего глобального кризиса.

Кризис буржуазного сознания проявляется в самообмане людей, отсутствии у них адекватного восприятия и научного понимания исторической действительности. Правящие «верхи» большинства стран планеты до сих пор руководствуются политическими принципами и категориями первой половины XX века, хотя ныне необходимые потребности жизни человечества определяются не крупной машинной индустрией, а всемирным научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Пока что не учитываются должным образом особенности науки как непосредственной производительной силы общества, обладающей неограниченными возможностями развития, способной к обеспечению высшей производительности общественного труда, требующей всесторонней подготовки людей к высокопроизводительному труду.

Отставание общественного жизнеустройства народов мира от революционного подъема их производительных сил на качественно новый уровень развития обернулось очередным обострением в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастанием в глобальный кризис, какого раньше не знала всемирная история. Этот особый кризис охватил все страны планеты и все сферы жизни общества, проявил нарастающее обострение вплоть до образования общенациональных катастроф в огромных регионах, показал путь выхода из него через социалистические революции первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. Первоочередную актуальность обрела идея В.И. Ленина о том, что «только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами». Но эта верная идея еще далеко не получила массового распространения среди населения, придавленного буржуазной идеологией.

Отсутствие у народов адекватного восприятия и научного понимания исторической действительности воплощается в разрушительной деятельности реакционных сил общества. В 1980-е годы империалистическая реакция развязала глобальную агрессию против всего человечества, нацеленную на уничтожение социализма и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя в планетарном масштабе. Реализацию этой контрреволюционной авантюры возглавил американский фашизм, подчинив себе национализм, клерикализм, либерализм и другие направления антикоммунизма, выступающего против любых проявлений исторического прогресса. Соблюдение принципов и норм международного права империалистический агрессор заменил применением двойных стандартов, военно-политическим шантажом, экономическими и политическими провокациями, дезинформацией и демагогией, эскалацией террора и бандитизма. Но попытки империалистической контрреволюции повернуть естественный исторический процесс вспять столкнулись диаметральным образом с действием объективных законов общественного развития, поэтому стали обреченными на неизбежный провал.

Глобальная агрессия империализма против человечества развернулась с разрушения Советского Союза в 1991 году и подрыва при этом мировой социалистической системы. Но внутренние и внешние разрушители СССР не понимали, чем обернется их международное преступление. Из-за глобальной интегрированности и обобществлённости жизни человечества расчленение СССР повлекло за собой подрыв баланса классовых сил на международной арене, расстройство мировых экономической и политической систем, полную дестабилизацию мирового исторического процесса, значительное обострение общемировых проблем и противоречий. Нарушилось равновесие в мировом общественном развитии, начался новый территориальный передел планеты, накалилась международная напряженность, возросла угроза вселенской катастрофы, что в совокупности аккумулировалось в глобальном хаосе, не поддающемся произвольному управлению. Поэтому империалистические разрушители Советской страны стали заложниками своих агрессивных происков. Все их выпады оборачиваются пагубными для них самих последствиями. А глобальный хаос трансформировался во всемирную революционную ситуацию, которая стала введением к социалистическим революциям во всех странах земного шара.

Разрушением Советского Союза американский фашизм, его союзники и пособники перешагнули критическую грань в мировом историческом процессе, загнав себя в безвыходную ситуацию, которой они не могут овладеть, поэтому обречены на неминуемую гибель. Развалом советского федеративного государства, приватизацией социалистической экономики, разжиганием вражды между народами и подобными им происками империалистической реакции Советская страна ввергнута в общенациональную катастрофу, вызван геноцид советского народа. Спасти огромнейшую и богатейшую страну планеты от полного уничтожения может только новая социалистическая революция, дополняющая и обогащающая исторические свершения Великой Октябрьской социалистической революции. Аналогично из-за воинствующей агрессивности американского фашизма в катастрофическом положении оказалось и американское общество. Спасти американскую государственность от распада может только победа социалистической революции в США.

Глобальный хаос стал хоронить капиталистическую формацию общества на кладбище всемирной истории. Первым в могиле оказался финансовый капитал, господствовавший над всеми остальными формами капитала, так как он превратился в фикцию, лишившую деньги золотого обоснования. Вслед за ним всемирный рынок, утративший денежный эквивалент, стал спекулятивной ареной неэквивалентного обмена товарами, внеэкономического нажима империалистических держав на зависимые страны и народы. А спекуляция капиталом во всемирном масштабе возвела его к вириальному значению, лишила реальной прибыли от материального производства, превратила в мертвый капитал. В свою очередь, гибнущий капитал не мог не вызвать обвального саморазрушения мировой капиталистической системы, а заодно и всего частнособственнического жизнеустройства человечества.

Агрессивные устремления империалистической контрреволюции к бандитскому переделу земного шара и реанимации безраздельного господства капитала над мировым сообществом народов все опаснее подталкивают человечество к глобальной катастрофе и самоуничтожению. Но все население планеты не может добиваться самоубийства вместе с агонизирующим капитализмом. Народы мира вышли на поиск нового пути своего общественного движения к историческому прогрессу. Народы вынашивают стратегию социалистического будущего, предлагаемого научным мировоззрением. Диалектико-материалистическое мировоззрение обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности в мире, содействуя сознательному использованию объективных законов развития общества в перспективных целях исторического прогресса. В соблюдении и использовании объективных законов поступательного развития общества вперед заключается жизнеспособность народов. Главную роль в обеспечении жизнеспособности человечества играет наука, открывающая неограниченные возможности для созидания коммунистического общества.

Юозас Ермалавичюс,

доктор исторических наук, профессор


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях