Социалистическая индустриализация – основа создания экономического и оборонного могущества страны Научное сообщение доктора экономических наук, профессора СумГУ А.С.Телетова

Социалистическая индустриализация – основа создания экономического и оборонного могущества страны
Научное сообщение доктора экономических наук, профессора СумГУ А.С.Телетова


Продолжаем знакомить посетителей нашего сайта с научными сообщениями, прозвучавшими на научно-практической конференции, посвященной 100-летию Великой Октябрьской социалистической республики на тему: «Великий Октябрь и будущее Украины».

Вашему вниманию предлагается научное сообщение доктора экономических наук, профессора Сумского государственного университета. Телетова А.С. на тему: «Социалистическая индустриализация – основа создания экономического и оборонного могущества страны».

Уважаемые участники конференции!

С начала человеческой истории идёт поступательное движения в формировании и совершенствовании социально-экономических укладов охоты и собирательства → садоводчества → аграрный → индустриальный → информационно-технологический → глобальной экономики. Но, пожалуй, впервые страна (Украина) сама продекларировала необходимось вернуться с индустриального на аграрный путь развития, хотя, де факто — это даже не аграрный, а садоводческий или даже собирательский социально-зкономический уклад. Мы видим, как по всей Украине в электричках и автобусах еле движущиеся пенсионеры ездят за город на участки, сады, дачи и везут оттуда продукты. Это путь, напонимающий по форме движение к натурализации хозяйства, а по времени — в XVII век.

Как известно, контрреволюция — борьба свергнутого общественного строя за восстановление его и его принципов. Всё это мы наблюдали на примере Украины с 1991 по 2013 год. То есть, Украина стала капиталистической, буржуазной, олигархической. Большинство предприятий перешли в частные руки, болтовня о народном капитализме так и осталась болтовнёй, общий ВВП пал, за счет поляризации доходов большинство граждан Украины стали жить примерно втрижды хуже, чем в последнем мирном, 1990 году. 5-7 лет назад определённая стабильность наступила, однако на несравненно более низком уровне, чем во времена вхождения Украины в состав Советского Союза, когда условно выделенная из всесоюзной, экономика нашей страны, занимала по всеобщему валовому продукту (ВВП) 8-е место в мире и составляла около 4,5 % от мировой. Однако на тот момент некоторые промышленные предприятия всё-же сохранились, что дало возможность значительной части населения хоть как-то выживать.

События же 2013-2014 годов с экономической точки зрения просто привели к деиндустриализации страны. Речь идёт к значительному сокращению промышленных предприятий, особенно тех, которые производят технически сложные товары и относятся к аэрокосмической, кораблестроительной, машиностроительной отраслям, приборостроению и т.п. В настоящее время производимый в Украине ВВП составляет менее 1% от мирового.

Усреднение всех экономических показателей показывает, что народ Украины стал жить хуже ещё втрижды (итого в 9 раз!). Выросшие за эти три года долги страны подтверждают, что бюджет страны трещит по швам.  

Существует провокационное мнение про сельскохозяйственные перспективы Украины, на которые толкают нашу страну так называемые партнёры – Соединённые Штаты и Евросоюз, хотя совершенно очевидно, что за счёт сельского хозяйства страна могла процветать лишь во времена аграрного уклада, который преобладал в мире до начала индустриализации.

Я с большим уважением отношусь к сельским жителям и к их тяжёлому крестьянскому труду. Но ни одна страна мира за последнее столетие за счет аграрного сектора не смогла выйти в экономические лидеры. Даже неоспоримые сельскоозяйственные лидеры начала ХХ века Аргентина и Канада постепенно утратили свои позиции.  И этот процесс будет только усугубляться.

То есть, сейчас мы наглядно видим то, что Коммунистическая партия сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции и вынужденного введения нэпа очень своевременно предложила индустриализацию, куда входили и электрификация всей страны (знаменитый план ГОЭЛРО), и создание предприятий промышленности, и развитие транспорта, и многое другое.

В первой Большой Советской Энциклопедии, начавшей издаваться в 1926 году индустриализация определяется, как развитие крупной машинной промышленности, сопровождаемое повышением её удельного веса в народном хозяйстве страны. И далее. Процесс индустриализации начался с развитием промышленного капитализма со 2-й половины XVIII века. Первой на путь индустриализации вступила Англия и лишь значительно позднее (почти на столетие) Франция, Германия, США. Процесс индустриализации регулируется планом и совершается организованно с предоставлением ряда льгот предприятиям в тех отраслях, развитие которых является желательным.

Промышленность СССР, начав свой восстановительный процесс в условиях крайнего упадка за 6 лет (1922-1926) была восстановлена до довоенного уровня и уже в 1926-1929 гг. темпы роста промышленной продукции превосходили 20% в год, когда в основных капиталистических странах они редко когда превышали 10%.

Только за эти четыре года капитальные вложения в промышленность возросли с 19,1 до 26,2%, в транспорт с 11,0 до 15,8%, в электрофикацию с 1,5 до 4%. Особое внимание было уделено тяжелой индустрии (т. е. производство средств производства), в которую вкладывалось средств в 3,5 раз больше, чем в лёгкую. 

Первые постановления об индустриализации страны в течение нескольких лет привели к созданию промышленных гигантов: ДнепроГЭСа, “Харьковского тракторного”, сталелитейных предприятий и многих других. Эвакуация многих из них в период Великой Отечественной войны за Урал в значительной степени предопределила победу советского народа в Великой Отечественной войне.

Мы помним, как был поражен весь мир, что Советский Союз после окончания Второй Мировой войны за десять лет восстановил довоенный экономический потенциал страны. Думаю, ни у кого нет сомнения, что без интеграции, планирования и жесткого контроля выполнение соответствующих планов это по отдельности этого не удалось бы ни одной из бывших республик. Конечно, определённое давление имело место. Например, обрабатывающая промышленность возрождалась и создавалась преимущественно в Украине и России, проблемы сельского хозяйства старались решить за счёт освоения казахских степей, Туркмению, где можно собирать по два урожая злаковых и овощей, сориентировали на хлопок, который вызревает только там и в Узбекистане и т. п.

В начале 90-х годов прошлого столетия националистически настроенная верхушка некоторых республик считала или делала вид, что считала, что отделятся от СССР и «заживут». Окончилось тем, что после мытарств практически каждая из них утратила часть тяжелой, обрабатывающей, лёгкой промышленности и вернулась к тому же монопродукту, но в значительно меньших объёмах. Исключение представляет, пожалуй, Беларусь, в которой принцип построения советского народного хозяйства сохранился максимально.  

Просто поразительным явилась после Великой Отечественной войны  индустриализация средних украинских городов, некоторые из которых статус областных центров обрели лишь в 1939 году. Очень кстати проследить её процесс на примере Сум, которые из уездного городка, население которого едва превышало 60 тысяч человек всего за четыре десятилетия превратились в крупный промышленный центр северо-востока Украины с 307-тысячным населением в 1990 году, полностью догнав соседние когда-то губернские города Чернигов и Полтаву, гораздо более древние и известные.

И если в последствии известный так называемый флагман отечественного машиностроения СМНПО им. М.В. Фрунзе, в лучшие времена насчитывающий 24 тысячи работающих, был создан в конце ХІХ века, как бельгийские мастерские, то и ПО «Химпром», и фарфоровый завод, и завод электронных микроскопов им. 50-летия ВЛКСМ, на котором я проработал в разных должностях более 20 лет, созданы практически с нуля. На конец 80-х годов последний снабжал сложными приборами для научных исследований не только Советский Союз и страны соцсодружества, но и многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. Завод имел дюжину научных направлений (известные зарубежные фирмы-конкуренты лишь до трёх) и готовил ежегодно 10-15 образцов новой техники. Можно только догадываться, какую-бы продукцию предприятие выпускало сейчас, если бы с 90-х годов его из-за отсутствия государственного заказа научных учреждений не начало бы лихорадить, а пять лет назад оно просто бы не остановилось.

Сейчас же население Сум и области катастрофически сокращается. Крупнейшие заводы Конотопа — «Красный Металлист», Шостки — «Свема», «Звезда», Путивля — «Сейм», Белопольский машзавод практически не работают.

Всё время от буржуазного правительства и соответствующих партий мы слышим: «привлечь инвестиции», «создать рабочие места» и т. п., что тактически, возможно, и правильно, но стратегически не выдерживает никакой критики. Даже если буржуазный собственник будет исправно платить налоги, прибыль-то всё равно будет оставаться у него. В советское же время после выполнения плана прибыль разделялась на три части: фонд материального поощрения работников предприятия, так называемый соцкультбыт, — жильё для работников, их социальная защита, отдых, спорт, культура и т. п., фонд развития производства. Будет хоть что-то из этого делать зарубежный инвестор? — Весьма сомнительно.

Но главное даже не это. Будет ли инвестор вкладывать деньги в желательные для Украины отрасли: в развитие новых технологий, самолётостроение, кораблестроение и т. п.? Однозначно — нет. Даже в легковое автомобилестроение будет вкладывать с опаской. Вспомните сколько в советское время на дорогах можно было встретить «Запорожцев» и «Таврий»? Но ведь они, произведённые в Украине, продавались по всему СССР и странам соцсодружества. И где в настоящее время обилие “ЗАЗ ДЕО», «Ланосов» да и сам завод? Ведь зарубежный инвестор, даже если и захочет разместить своё предприятие в Украине, то только потому, что здесь дешёвая рабочая сила, для производства можно смонтировать старое оборудование и производить продукцию, которую тут же можно и реализовать.

Где же здесь, хоть какой-то, декларируемый властью, рост? Сохранение такой ситуации приведёт к ещё большему разрыву между средними показателями социально-экономического развития регионов Украины и увеличению числа проблемных областей.

Как не вспомнить те 3 млрд. долларов, выделенных Украине Российской федерацией в начале 2014 года, в том числе и для Николаевского судостроительного завода. Или другой случай, когда в 2011 году в авиационной катастрофе погибли хоккеисты Ярославского «Торпедо», и Дмитрий Медведев, на тот момент президент Российской Федерации, сказал, что Россия нуждается в 1000 таких самолётов, как АН-24. Это при том, что ежегодное производство самолётов в Украине сократилось с 295 в советское время до 5-ти в настоящее. Кто из хвалёного Евросоюза за последние четыре года заказал в Украине хоть один самолёт?

Или кому Украина сделала лучше тем, что резко сократила пассажирские железнодорожное, авиационное и автомобильное грузовое сообщение? Вместо этого транспортные потоки пошли через Белоруссию, Польшу, которая, получив в своё время безвозвратные кредиты, уже отказывается от 9 миллиардного кредита МВФ, который пришлось бы отдавать с процентами. Кроме этого в Украине частные автомобильные перевозчики легко заменили государственные, так как бизнес в любых условиях пробьёт себе дорогу.

Утрата производства средств производства привела к невосполнимым потерям. На сегодня в мире перспективу роста имеют страны либо с мощным сырьевым продуктом, дающим возможность овладеть ещё и некоторыми технически сложными продуктами (Азербайджан, нефтеносные страны Аравийского полуострова и т.п.), или с большими объёмами товаров широкого потребления, которые могут достичь страны с использованием дешевого труда (Китай, т.н. страны-тигры и др).

Если, используя классический политико-экономический принцип, что политика – концентрированное выражение экономики, подвести итоги экономической деятельности Украины за последние, начиная с 2014, годы, то видно, что ВВП составил 45% и составляет 45% от белорусского и 30% от польского, экспорт сократился вдвое, внешний долг – вдвое увеличился, а индекс инфляции за три года превысил 180%. Несмотря на уже третий год проводимую административную реформу, ситуация в регионах только ухудшается.

То есть, Украина деиндустриализируется и деградирует, превращаясь по европейским меркам и европейским стандартам, как любит говорить власть превращается в периферийную страну не то, что третьего, а четвёртого уровня

В этой ситуации Президент и Кабинет Министров Украины на будущие 2018-2020 годы вместо продекларированной стратегии экономического прорыва и выхода экономики на уровень развитых европейских стран (так называемый «План Маршалла 2.0») предлагает ежегодный рост экономики на 2-3% что по утверждениям экспертов международного рейтингового агентства «Fitch rating» снизило предыдущий прогноз увеличения ВВП Украины в 2014-2015 гг. и позволит достичь уровня ВВП 2013 года только за 20-25 лет.

Но даже и этот так называемый «План Маршалла 2.0» базируется на донорской помощи в размере $ 25 млрд. (по $ 5 млрд. в год) и есть утопичным и нереализуемым, так так Украина ежегодно теряет сотни тысяч трудоспособного населения, что в условиях принятого безвизового режима будет только усугубляться. Кроме того, мы понимаем, что будут уезжать самые квалифицированные, молодые, трудолюбивые и перспективные.

Как тут не вспомнить К. Маркса, двухсотлетие которого собирается в будущем году отмечать вся Европа, видимо, кроме Украины: «Глобализация капитализма – это неуклонный поиск новых рынков и дешёвой рабочей силы, а также – постоянная потребность в природных ресурсах».

С 2014 года ежегодно понижается и сопровождаемый ООН так называемый «рейтинг счастья», согласно которому Украина в 2013 году была на 87-ом месте в мире, в 2014 – на 111-ом, в 2015 – на 123-м, в 2016 – на 132?

Как известно, во второй половине ХХ-го века вредные и трудоёмкие производства стали интенсивно вывозиться в Азию и Латинскую Америку. В 2016 году со времени начала президентской кампании в США мы впервые увидели обратным процесс. Поэтому рассчитывать на внешнее инвестирование особенно не стоит.

По результатам же квот Украины на рынках ЕС и резкой потери российского рынка надеяться на быстрый рост невозможно, тем более, что за последнюю четверть века Украина практически потеряла производство технически сложной продукции: самолётов, локомотивов, судов, продукции машиностроения и приборостроения и т.п. Рассчитывать же на рост производства материалов и сырья тоже не стоит.

Периферийная страна четвёртого уровня предусматривает и наиболее медленный уровень скорости развития. Вследствие смещения центра мирового развития в Азию в рамках глобальных проектов при участии Китая и России Украина в ближайшее время окончательно потеряет статус транзитного государства и монополию на внутренние перевозки, что в свою очередь уменьшит и поступления в бюджет.

Какой же из этого всего выход?

1. В целом, неплохая идея самоуправления полностью дискредитирована властью, в основном из-за недобровольности её проведения, не принятии закона, в котором налоги платятся в месте расположения, а не регистрации предприятия, что хоть как-то сохранит трудовые ресурсына местах. Нужно определить, чем с точки зрения экономической и социальной деятельности является каждый объект на территории громады.

2. Привлечение научных центров и вузовской науки даёт возможность на остатках развалившихся предприятий постепенно всё-таки создать технопарки, что может быть первым шагом на пути к реиндустриализации страны. С 2011 года я предлагал создать подобный объект на руинах уже упомянутого завода электронных микроскопов. Бывшая власть при Януковиче хоть озвучивала это. Сегодняшние же и не хотят, и не способны.

3. И самое важное – крупные промышленные предприятия. Если мы окончательно не хотим стать аграрно-сырьевым придатком Запада – иного пути, чем интеграция с Россией, Беларусью, другими бывшими союзными республиками у нас просто нет. Сильно нам помог Запад за последние четверть века после Великой Октябрьской социалистической революции? А за первые четверть века было создано государство, способное выстоять в такой страшной войне, за вторую – первыми полетели в космос и создали мощные научно-производственные комплексы. Только отступление от ленинской линии, сначала самоуспокоенность в верхних эшелонах власти, а потом дилетантизм и предательство некоторых особей не позволили нам всё это сохранить.

Иначе, Украина окончательно закрепит статус "буферной зоны" и экономический уровень периферийной страны четвёртого уровня, т.е. деградирующей страны.


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях