Этот день в истории Страны Советов. Трудовые подарки Советской Украины своей столице городу-герою Киеву в честь Великой Октябрьской социалистической революции

Этот день в истории Страны Советов. Трудовые подарки Советской Украины своей столице городу-герою Киеву в честь Великой Октябрьской социалистической революции


Этот день в истории Страны Советов. Трудовые подарки Советской Украины своей столице городу-герою Киеву в честь Великой Октябрьской социалистической революции.

5 ноября 1935 года в столице Советской Украины Киеве началось регулярное троллейбусное движение.

В 1934 году Киев стал столицей Украины. Это вызвало к жизни ряд мероприятий по приведению города в подобающий столице порядок.

В феврале-марте 1935 года начались подготовительные работы к организации троллейбусного движения. Было намечено, что троллейбусы пойдут по трассе бывшего 2-го трамвайного маршрута «Вокзал — площадь III Интернационала (Европейская)», по бульвару Шевченко, улицам Пироговской, Ленина и Крещатику.

Но уже в августе в горсовет был подан на утверждение новый проект, предусматривавший открытие движения по маршруту «площадь III Интернационала — улица Толстого», по Крещатику и Красноармейской . Тогда же было определено, что троллейбусы должны отправиться в первый рейс к годовщине Октябрьской революции.

В начале сентября с московского завода "Ремкуз" прибыл первый готовый троллейбус, по образу и подобию которого должны были делать следующие.  Когда до открытия движения оставался месяц с небольшим, произошли еще новые изменения проекта.  Троллейбусам было предписано идти от площади Толстого не вверх, а вниз! В конце сентября была утверждена новая трасса, от площади Толстого до завода имени Домбаля, рядом с которым открывался гараж (ныне 1-е троллейбусное депо). Видимо, последнее и было основной причиной  изменений.     Несмотря на изменение в последний момент, сроки открытия трассы не были сорваны. Ударными темпами была смонтирована контактная сеть, и в ночь на 3 ноября новенькие темно-зеленые с кремовым верхом троллейбусы отправились в пробный рейс. 

5 ноября  1935 года в 17 часов было торжественно открыто пассажирское движение. На трассу было выпущено четыре машины, проходившие путь от начала до конца за десять минут, с пятью промежуточными остановками: угол Красноармейской и Пятакова (Саксаганского); Красный Стадион; угол Красноармейской и Зарудного (Федорова); Владимирский базар; Красноармейская, 119.

Уже в первый вечер пассажирами стали 1629 человек, на другой день — 5096 (одна машина была рассчитана на 36 сидячих мест и 10 стоячих). Сразу появились и любители нового средства передвижения. В те дни газета "Бiльшовик" писала, что почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов.

Первоначальный план троллейбусной линии стали осуществлять лишь во вторую очередь. Трассу от площади Толстого через Ленина и Пироговскую до вокзала предполагали сдать еще к концу 1935 года, но запустили только 2 июня 1936года. Больше чем через год, 2 октября 1937 года, ввели в строй второй и последний крещатицкий участок, до площади III Интернационала. Так образовалось три довоенных маршрута: № 1 "Вокзал — завод Дзержинского", № 2 "Вокзал — площадь III Интернационала", № 3 "Площадь III Интернационала — завод Дзержинского". Некоторое время на самом интенсивном участке "Площадь III Интернационала — площадь Толстого" ходил еще маршрут № 4.

В 1938 году планировали продлить линию от площади III Интернационала по улице Кирова (Грушевского) на Печерск, но помешала война и это случилось только через двадцать с лишним лет.

*****

5 ноября 1953 года был открыт мост им. Е. О. Патона.

Мост имени Евгения Патона в Киеве – уникальное в своем роде сооружение. Необычность его заключается в том, что он является первым в мировой практике цельносварным мостом. До этого в строительстве мостов применялись в основном заклепки, а Патон в процессе монтажа 264 пролетных блоков сумел сварить воедино 10668 метров швов. Данный способ мостостроения, родиной которого по праву считает столица Советской Украины, вскоре получил мировую известность и на сегодняшний день является наиболее распространенным в практике возведения мостовых переходов через водное пространство. Длина моста Патона 1543 метра, ширина между бордюрами составляет 21 метр, а ширина тротуаров достигает 3 метров

Для увеличения безопасности движения в 1968 году на мосту Патона было устроено полужесткое ограждение (впервые в СССР). С 1 ноября 1954 года и до 9 июня 2004 года по нему проходила трамвайная линия. Въезд на мост со стороны правого берега оформлен пропилеями дорического ордера, с левого — двумя колоннами высотой 20 метров. Далее  смотрите подборку фото моста.

Открытие моста 5 ноября 1953 года

1954 год

май 1956 года

октябрь 1959 года

1960 год

1970 год

1981 год 

1987 год 

июнь 1993 года

Начало 2010 года 

Мост Патона сегодня

*****

5 ноября 1965 года был открыт мост Метро через Днепр.

Мост Метро был открыт спустя ровно 12 лет после открытия моста Патона.

Торжественный митинг на открытии моста Метро.

Мост Метро — один из двух метромостов через Днепр в Киеве.

Двухъярусное сооружение для движения метропоездов (верхний ярус, посередине) и автотранспорта (нижний, с боков).
Построен рядом с бывшим местонахождением Цепного моста, разрушенного в 1920 году, и созданного на его основе Моста имени Евгении Бош, разрушенного во время Великой Отечественной войны.



Мост Метро.

На подъезде к станции «Днепр».

Мост Метро — первое в мире по размерам прогонов арочное сооружение на сухих стыках. Консоли сложены из отдельных железобетонных блоков, соединённых металлическими болтами. Пролёт между опорами — 60 м. Длина — 700 м.

*****

5 ноября 1922 года Киевскому  машиностроительному заводу Гретера и Криванека было присвоено имя «Большевик».

В 1882 роду на территории. современного. завода «Большевик» начало работать небольшое предприятие под названием «Киевский чугунолитейный и механический завод», которое в 1888 году было переименовано в «Киевский машиностроительный и котельный завод Гретера, Криванека и Ко». Выпускал чугунную арматуру, кровати, скобы, болты, позднее — оборудование для сахарных и пивоваренных заводов.

Завод имеет славную революционную историю. В 1895 году  на заводе создан марксистский  кружок, с 1897 года рабочие предприятия принимали участие в забастовках, в 1905году — в первом Киевском Совете рабочих депутатов. Рабочие заводские отряды сражались за власть Советов во время Октябрьского вооружённого восстания 1917 года и Январского вооружённого восстания 1918 года.

За годы Советской власти завод коренным образом реконструирован. В 1926–1941 годах здесь освоено производство ряда видов оборудования для химической и  резиноперерабатыающей  промышленности. Построен Дворец культуры завода «Большевик».

В начале Великой Отечественной войны 1941–1945 годах  оборудование завода было эвакуировано на Урал, где на базе «Большевика» построен «Уралхиммаш».

В 1966 году предприятие награждено орденом Ленина, в 1967 году — памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС за успешное выполнение социалистических обязательств, взятых в честь 50-летия Великого Октября, в 1970 году — Ленинской юбилейной почётной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, в 1982 году — орденом Октябрьской Революции.

Предприятие находится на пересечении улицы Индустриальной (Гетьмана) № 2–4 и проспекта Победы.


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях