"Гиперпетля" на шее Украины


Проекты и прожекты

Пока одни прожектеры собираются возродить украинскую железнодорожную отрасль покупкой европейского секонд-хенда, а другие, втихомолку, подторговывают украинскими стратегическими преимуществами (читай ниже), есть и такие энтузиасты, что все еще готовы «перевернуть мир» и воплотить в жизнь самые фантастические идеи.

Не поймите меня неправильно, энтузиазм – это прекрасно! Полет научной фантазии двигает прогресс человечества, а смелые и прогрессивные конструкторские находки улучшают нашу жизнь, делая ее комфортнее и богаче. Но не могут папуасы, сколько ни будут тужиться, создать новый телевизор или космический корабль!

У нас все чуть-чуть наоборот. Нас уже успели низвести до уровня папуасов, а теперь вместо решения насущных проблем подсовывают нам несбыточные прожекты, реализация которых едва под силу мощнейшим экономикам мира. Чистой воды «маниловщина». А кто-то еще говорит, что классика уже не актуальна.

В данном случае речь пойдет о проекте строительства скоростной транспортной системы Hyperloop («Гиперпетля»), предложенной миру Илоном Маском, канадско-американским инженером, предпринимателем, долларовым миллиардером. Создателем физической инфраструктуры для транспортной системы хочет стать днепропетровский завод «Южмаш», некогда входивший в созвездие предприятий советской космической отрасли. Меморандум о запуске проекта транспортных инноваций HypeUA уже подписан в Министерстве инфраструктуры Украины с надеждой на щедрое финансирование со стороны неких богатых «зарубежных Буратино».

Понятно, что морально и физически «изнасилованный» Южмаш хватается за любую соломинку, чтобы удержаться на волне технического прогресса. Квалифицированные кадры еще сохранились, в том числе и научные, высокоточное оборудование, хоть и постарело, но тоже еще работоспособно. Помирать, так с музыкой! Энтузиазм есть, а вот денег, чтобы его поддержать, нет совсем. Вопрос: как долго он продержится?

А мы еще не то могём!

Планируется три этапа реализации проекта. На первом предполагается получить научную оценку необходимых технологий, рисков и потенциала. В ходе второго этапа совместно с партнерами, которые строят Hyperloop в Мексике, будет создана тестовая площадка в городе Днепре. На третьем начнется промышленное производство.

Причем деньги в проект пойдут не сразу, а лишь со второго этапа. Ожидается широкое привлечение частного капитала в виде венчурных инвестиций. При этом украинское государство не планирует быть ни разработчиком, ни строителем, ни собственником нового транспорта!

Пока среди партнеров Южмаша, помимо Министерства инфраструктуры, числятся и  ГК «Укроборонпром», и Национальная академия наук Украины, и Днепровское коммунальное предприятие «Агентство развития Днепра», а также несколько частных контор.

Масштаб украинской гиперскоростной транспортной петли можно представить по намеченным станциям: Киев, Харьков, Донецк, Одесса, Кривой Рог и Днепр. Оставим за скобками неопределенный статус донецкой остановки – то ли в Украине, то ли проект международный.

Возможно, здравый смысл при оценке перспектив проекта затмевают желанные финансовые вливания. Так, стоимость системы Hyperloop от Киева до Одессы, по оценке Украинского института будущего, составит 3,6 миллиарда долларов. По словам советника министра инфраструктуры, на реализацию проекта может уйти три-пять лет.

Манилов по фамилии Омелян

Вот кто у нас главный мечтатель, так это Владимир Омелян! Чего стоит один только провальный контейнерный поезд из Ильичевска в Китай, который оказался невостребованным. Именно ему адресовал свою реплику в Сети юрист Андрей Портнов: «Черти, вы уже Шелковый путь запустили, инвестиционную Мекку, стартап-нацию, электронное правительство и пятое поколение связи 5-G. Не надо капсулу в вакуумной трубе, отремонтированные туалеты в плацкартных вагонах запустите!»

Интернет-публика тут же подхватила тему. «Мне кажется, Украине нужно сначала научиться работать с трубами горячего водоснабжения, а уже потом браться за Гиперлуп», – пишет один. «У атамана Козолупа была идея гиперлупа», – иронизирует другой. В целом же комментаторы уверены, что сейчас в Украине есть гораздо более важные задачи, чем реализация идей Илона Маска.

А вот политолог Александр Асафов вовремя вспомнил о свойственной нашей стране коррупции.

– Я думаю, что это все медийная активность в надежде замаскировать развал Южмаша, оставшегося без заказов, и попытка его как-то спасти, демпингуя на рынке такого рода продукции. Конечно, такой заказ очень бы помог предприятию. Но, учитывая специфику распределения любых инвестиций, заходящих в Украину, все деньги будут разворованы, планы останутся на бумаге, и по факту сделано ничего не будет. Поскольку точка, в которой находится украинская промышленность и ее ключевые предприятия, – это уже отрицательная величина. Невозможно восстановить то, что разрушено».

– Илону Маску верю, а Южмашу не верю. Потому что одни берут деньги, чтобы сделать, а другие, чтобы заработать. Это касается в первую очередь руководства страны, в которой находится Южмаш, – вторят ему технические эксперты.

Любой проект, заявленный нашей промышленностью, особенно наукоемкий, вызывает понятный скепсис на фоне нынешних руин – тем более в столь инновационной области, как пребывающая до сих пор в стадии разработки транспортная система Hyperloop. Тем не менее Южмаш сохранил некоторую часть еще советского промышленного потенциала, какая-то жизнь теплится и в аффилированных КБ. Может, что-то у них и получилось бы, если бы это происходило при советской системе хозяйствования. А нынешняя мода принятия экономически неподготовленных решений, невозможность аккумулировать средства и направить на решение важной задачи, а также повсеместная практика рвачества и личной выгоды способны похоронить любую, даже самую прогрессивную и перспективную инициативу.

Богдан Почайнов


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях