Протест без диалога перерастает в борьбу


«Поскольку властные чиновники не желают вести с портовиками социальный диалог, то у людей не остается иного выбора кроме самостоятельной борьбы за свои рабочие места». Такая мысль была высказана на проходившей в конце июня в Измаильском морском торговом порту массовой акции протеста, на которую, несмотря на проливной дождь, прибыли также представители Одесского и Черноморского портов.

Морской порт  –  часть государственной границы

Акция была организована профсоюзной организацией Измаильского порта в связи с возможным увольнением 48 работников службы охраны предприятия. Из-за сильного ливня протестующим пришлось переместить протестную акцию от проходной порта в актовый зал. «Еще в ноябре прошлого года государственное предприятие «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) издало приказ № 289, в котором шла речь о необходимости усовершенствования охранной службы Измаильского, Одесского и Черноморского портов, – говорит председатель первичной профорганизации Измаильского порта Александр Шубин. – Согласно данному документу, работников службы охраны портов предсто­яло сократить, а их функции передать частным фирмам».

В начале декабря прошлого года в Измаильский, Одесский и Черноморский порты пришли из АМПУ отдельные поручения о необходимости оптимизировать численность работников в связи с реформированием службы охраны порта. В частности, в Измаиле под сокращение подпадали 48 контролеров контрольно-пропускного пункта отряда морской охраны. Их функции предполагалось передать охранникам частных фирм. Профсоюзные организации трех портов не согласились с такой оптимизацией, и, пытаясь защитить своих работников, направили обращения в Национальное антикоррупционное бюро Украины, в СБУ, Кабинет министров Украины, Министерство инфраструктуры Украины, Генпрокуратуру.

Профсоюзные организации Измаильского, Одесского и Черноморского портов надеялись, что руководители правоохранительных структур и кабминовские чиновники прислушаются к их мнению о том, что охрана портов является вопросом государственной безопасности. Ведь морской порт – не простое предприятие. Он является частью государственной границы, которая, как известно, должна быть на замке, особенно сейчас, когда Украина вынуждена  отстаивать свою территориальную целостность. И очень странно было портовикам, что в такой период государственную службу охраны наших рубежей почему-то решили заменить частными структурами.

Не получат ли выгоду криминальные структуры?

Портовики задавали при этом вполне естественный вопрос: «Кто же будет отвечать за действия частников, если они «вдруг» откроют границу криминальным интересам, передвижению оружия, контрабанде, вывозу из страны ценного груза?» Однако киевские адресаты почему-то не прониклись тревогой портовиков, и чиновники АМПУ тем временем решили провести 29 января нынешнего года тендер на закупку охранных услуг у частных компаний для Измаильского, Одесского и Черноморского портов. Такое развитие событий вело к тому, что охранники трех портов пополнят армию безработных, поэтому профсоюзные организации Измаильского, Одесского и Черноморского портов провели 12 января пикет возле здания АМПУ.

Пикетчики тогда требовали выдать им полный пакет документов по тендерной документации и отменить аукцион на покупку охранных услуг. Во время встречи с участниками протестной акции заместитель председателя АМПУ Сергей Гронский пообещал предоставить им через несколько дней тендерную документацию и заявил, что аукцион полностью отвечает действующему законодательству и может быть отменен только по судебному решению или по мотивированному представлению правоохранительных органов.

Во время встречи с Гронским пикетчики пытались выяснить, какую экономию получит государство, если доверит охранять порты частным структурам. Проф­союзный активист Одесского порта Владимир Бабий заявил Сергею Гронскому, что нынешний охранник порта не «жирует» и получает в среднем пять тысяч гривен в месяц. Выходит, что представитель частной охраны, чтобы вышла заявленная чиновниками АМПУ экономия, должен получать гораздо меньше. «Возникает вопрос, – говорил Владимир Бабий, – какое качество охранных услуг предоставят частники за меньшую зарплату. И смогут ли они при малом заработке бороться с коррупцией?»

«Нельзя предавать интересы Украины»

Подозревая, что не с того конца чиновники АМПУ начали бороться за экономию фонда зарплаты, пикетчики хотели узнать величины должностных окладов руководителей АМПУ или средний заработок сотрудников аппарата АМПУ. Однако чиновники не захотели «делиться» такой информацией. Между тем зарплаты чиновников АМПУ стали известны портовикам еще в конце 2016 года, когда в коррупционных скандалах оказался замешанным  бывший председатель АМПУ Андрей Амелин, получающий 320 тысяч гривен в месяц. Тогда же стало ясно, что  не соответствуют вкладу в развитие отрасли и месячные оклады первого заместителя председателя АМПУ, других его заместителей, главного бухгалтера АМПУ (они составляли от 220 до 280 тысяч гривен). И в январе портовики всего лишь хотели показать чиновникам АМПУ, что заботу о рачительном использовании бюджетных средств лучше всего начинать с люстрации личных зарплат.

Буквально через два дня после январского пикета организаторы торгов столкнулись с новой проблемой. Поскольку у всех участников аукциона были выявлены недостатки в документах, его проведение приостановили. Во время рассмотрения тендерных предложений в марте выяснилось, что из четырех охранных фирм лишь одну, предоставившую четкий набор документов, можно допускать к аукциону. А чтобы тендер состоялся, в нем должно участвовать не менее двух фирм. Столкнувшись с такой ситуацией, руководители АМПУ направили в Измаильский, Одесский и Черноморский порты поручения провести торги на закупку охранных услуг самостоятельно. И первым среди этих коллективов начал готовить аукцион Измаильский порт.

…Протестуя против этого тендера, профсоюзная организация Измаильского порта потребовала от АМПУ прекратить замену государственной охраны портов частными структурами и отменить поручение о проведении в Измаильском, Одесском и Черноморском портах процедур закупок охранных услуг. Пикетчики, в число которых входили также представители Одесского и Черноморского портов, назвали предательством интересов страны стремление чиновников за государственные средства содержать частные охранные отряды, что может превратить порты Украины в серые зоны контрабанды оружия, наркотиков и торговли людьми. Если чиновники АМПУ не прислушаются к требованиям протестующих, портовики намерены пикетировать здание Мининфраструктуры и Администрации президента Украины.

Владимир Куковякин.

Одесская область


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях