Гримасы капитализма. Как "личный навар" по-прежнему тормозит реформирование морехозяйственной отрасли и объединяет ловкачей в борьбе с государственным интересом


После дружных требований докеров об отставке и.о. главы Администрации морских портов Украины (АМПУ) Райвиса Вецкаганса, прибалтийский специалист написал заявление об увольнении, которое было удовлетворено в конце января.

 Коррупция берет страну на излом

А между тем, коронавирус, берущий на излом украинскую экономику и скудные социальные гарантии большинства наших соотечественников, заставил наших правоохранителей внимательнее прислушиваться к претензиям транспортников, заявляющих о том, что коррупция в АМПУ мешает эффективной работе украинских портов. И СБУ, и работники прокуратуры активизировали расследование нарушений допущенных в ведомстве, управляющем сегодня инфраструктурой 13 морских портов, которые объединяют 265 причалов общей протяженностью более 40 километров.

Представляя коллективу ведомства в январе 2017 года и. о. председателя АМПУ Райвиса Вецкаганса, более четырех лет занимавшего должность главы правления Riga Container Terminal, министр инфраструктуры Владимир Омелян отмечал, что он имеет полную свободу действий по реформированию АМПУ и по борьбе с коррупционными схемами. «Я настаиваю на том, что АМПУ должна быть реформирована и превращена в прозрачное и эффективное предприятие, которое работает на государство и отстаивает государственный, а не частный интерес», - подчеркивал Омелян.

Транспортников обрадовало, что в августе 2017 года была введена в действие Антикоррупционная программа АМПУ, которой были определены уполномоченные по предупреждению и выявлению коррупции, как в аппарате управления, так и в региональных подразделениях. Расследуя уголовное производство по части 2 статьи 364 УК - злоупотребление властью, представители СБУ и НАБУ выяснили, что ранее начальник службы подводных гидротехнических сооружений АМПУ Вячеслав Соколовский уже не раз сообщал о признаках коррупции при выполнении китайской компанией China Harbour Engineering Company Ltd работ по дноуглублению в портах Южном и Черноморск. В 2018 году он не раз докладывал Вецкагансу, что при выполнении работ подрядчик сильно завышает их стоимость. А закончилась борьба Соколовского с коррупцией тем, что его просто уволили.

Следователи узнали, что связь между Вецкагансом и China Harbour Engineering Company Ltd возникла еще в 2014 году, когда он заключил с этой компанией договор о сотрудничестве, возглавляя Riga Coal Terminal. После появления Вецкаганса в АМПУ, вместе с ним в Украину пришла эта китайская компания, начавшая выигрывать конкурсы на проведение работ в портах Южный, Николаев и Черноморск. В АМПУ обычно заявляли, что китайцы получают контракт благодаря тому, что дают самую низкую цену. При этом чиновники умалчивали, что после заключения договоров подписывали целый ряд дополнительных соглашений, в результате чего стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов резко увеличивалась. В итоге, при помощи коррупционных схем, китайской компании переплатили около миллиарда гривен.

 Арендатор обрекал докеров на безработицу

Почему-то не реагировал Вецкаганс и на протесты докеров Одесского порта, возмущенных тем, что частные компании Экофлот, Тагсервис, Прайм Эдженси берут у порта государственные буксиры в аренду по заниженным ставкам и зарабатывают миллионы долларов, которые могли бы пойти в «копилку» государственного предприятия. Ранее буксиры одесского портофлота зарабатывали около 15 миллионов долларов в год, что составляло около 85 процентов прибыли порта. После того, как в 2017 году большую часть буксирных операций начали передавать частным компаниям, финансовые результаты резко ухудшились, начались сокращения в экипажах судов, а тем, кто остался, зарплату «заморозили». Стала ухудшаться и социальная защита всего коллектива порта. «Такого бардака и размаха коррупции в Одесском порту еще никогда не было», – возмущаются докеры.

Докеров порта Черноморск возмущает, что оклады чиновников в аппарате управления АМПУ достигают 260-280 тысяч гривен в месяц, тогда как, например, в Черноморском филиале АМПУ есть работники с зарплатой чуть более трех тысяч гривен. А два года назад докеры Черноморска потратили немало сил на то, чтобы отбиться от передачи в аренду шести причалов и 43 гектаров портовой земли китайской компании Hutchison Ports. Конфликт вызвало намерение инвестора сократить трудовой коллектив на этом участке на 75 процентов. В этой истории чиновникам АМПУ потворствовало руководство Министерства Инфраструктуры, решившее подписать договор аренды не с материнской компанией, а с ее офшором — Hutchison Ports Development Limited.

Бывший заместитель главы НБУ Ярослав Солтис тогда предостерегал: в случае передачи причалов в аренду по такой схеме, государство потеряет контроль над предприятием. «Если государственный служащий что-то делает через оффшор, то, значит, он обманывает украинский народ, Минфин и госбюджет, - говорил Солтис. - Если это правительство делает - то оно обманывает само себя. Дочерняя структура - это отдельное юрлицо, которое специально создано для того, чтобы «оптимизировать» расходы. Что значит «оптимизировать»? Не платить налоги".

Докеры добились проведения встречи с представителями министерства и китайского контейнерного оператора. Но не пришли на ней хотя бы к малейшему компромиссу. У докеров даже сложилось такое впечатление, что наш министр инфраструктуры является сотрудником китайской компании. У китайцев спросили: «Вы берете всех людей, занятых на причалах контейнерного терминала?». Последовал четкий ответ: «Нет. Только 250 человек из тысячи». Министр же утверждал, что китайцы берут всех. Но то, что говорил министр, китайцам никто не переводил. То есть, переводчики министерства откровенно манипулировали информацией, не доводя для китайских инвесторов суть споров по принципиальным для портовиков вопросам. Однако, благодаря, сплоченности и настойчивости работникам порта удалось отбиться от арендатора, обреквшего большое число людей на безработицу.

 «Личный навар» заслоняет государственный интерес

«За время своего существования АМПУ выросла в громоздкую, никому не нужную организацию, показавшую себя неспособной к решению задач, которые изначально ей ставили, - говорит основатель общественной организации "Инфраструктурный совет" Владимир Шульмейстер. - А именно — обеспечение жизнедеятельности и безопасности в портах. АМПУ не сумела уменьшить свой штат и связанные с ним расходы, а они составляют треть от всех поступлений. Штат вместо сокращения, увеличен, соответственно, расходы тоже». Напрасно докеры надеялись, что АМПУ поможет им добиться уменьшения нормы отчисления чистой прибыли в госбюжет до 30-40 процентов, что позволило бы портам направлять больше средств на развитие и обновление собственной инфраструктуры. Ждут они и введения сквозного тарифа, который бы включал перевалку груза в порту и транспортировку к точке выхода с территории Украины. Эта мера повысит привлекательность украинских портов для владельцев грузов и перевозчиков.

И очень своевременным выглядит требование докеров Ренийского морского порта, заявляющих, что нам надо быстрее избавляться от законов, в которые были заложены коррупционные моменты. Ренийцы напоминают парламентариям: Верховной Раде пора уже принять зарегистрированный в середине марта 2014 года проект закона об изменениях в Закон "О морских портах Украины". В нем предлагается ликвидировать АМПУ и создать государственных портовых операторов, на баланс которых должны перейти все стратегические объекты портовой инфраструктуры. Главное научно-экспертное управление ВР в целом поддержало предлагаемый законопроект. Было высказано, в частности, пожелание о том, чтобы в ряде случаев один государственный оператор может координировать деятельность нескольких малых портов.

Против одобряемых докерами изменений резко выступают представители чиновничества и бизнес-структур, осевших в портах. В общем, «личный навар» по-прежнему тормозит реформирование морехозяйственной отрасли и объединяет ловкачей в борьбе с государственным интересом.

Владимир Крещук,

Одесская область


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях