БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ СОЦИАЛИЗМУ. К 150-летию со дня рождения В.И.Ленина

БУДУЩЕЕ ПРИНАДЛЕЖИТ СОЦИАЛИЗМУ. К 150-летию со дня рождения В.И.Ленина


Статья Дюлы Тюрмера, председателя Венгерской рабочей партии

150 лет назад, 22 апреля 1870 года, родился Владимир Ильич Ленин. Мы чтим память выдающейся личности российского и международного рабочего движения, основателя российского коммунистического движения, вождя революции 1917 года, премьер-министра Советской России, человека, который изменил 20-й век.

Ленин - враг капитализма

В течение десятилетий социализма все желающие могли читать труды Ленина, его наследие преподавалось в школах. Памятники Ленину стояли почти в каждом городе, многие улицы были названы в его честь. Целые поколения были воспитаны на его идеях.

Во время перехода от социализма к капитализму в 1989-90 годах монументы  были убраны, улицы переименованы. За последние 30 лет в Венгрии не было издано ни одной книги Ленина, старые издания нельзя найти даже в букинистических магазинах.

В более цивилизованных странах капиталистического мира Маркса уважают или, по крайней мере, терпят как философа, экономиста, открывшего механизм капитализма. В нашем же регионе, в бывших социалистических странах,  и Маркс также занесен в черный список.

Но Ленин особенно ненавистен каждому капиталисту. Это не случайно! Ленин первым осуществил вековую мечту трудящихся, он победил капитал, сверг господство денег. Он осуществил идеи Маркса и Энгельса, создал действующий социализм.

Ленин неприемлем и для социал-демократии. Ленин боролся против капитала, а социал-демократы от меньшевиков до нынешних социалистов не только примирились с капиталом, но и стали управленцами капитализма. Ленин отстаивал социализм, власть трудящихся, а социал-демократы верят в чистейшую форму капитализма. Единственное различие между ними и другими капиталистическими силами заключается в том, что они скрывают свои намерения за такими звонкими лозунгами  как "демократический социализм", "социальная демократия" или столь модная ныне "социальная Европа".

Цель капиталистического мира   очернить Ленина, предать забвению дело его жизни, стереть  из памяти поколений его учение. Ленин дал трудящимся массам духовное оружие, научил их как организовать партию, как довести революцию до победы, как управлять рабоче-крестьянским государством. Это учение угрожает самой жизни капитала, поэтому капитал  преследует его и искореняет.

Ленин и мы

Тридцать лет назад в Венгрии именно Рабочая партия стала той силой, которая не отказалась от  духовного наследия Ленина. Это было непростое решение как с внутренней, так и с международной точек зрения.

Нам пришлось столкнуться с нашими собственными предшественниками и переосмыслить некоторые доктрины социалистической эпохи. В течение десятилетий социализма правящие партии ставили памятники Ленину,  делали его легендарной и  даже мистической фигурой коммунистического движения, но в то же время они все больше и больше отдалялись от идеалов живого и борющегося Ленина.

Преследование ленинских идей началось не в период смены строя. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) уже в 1956 году на своем знаменитом 20-м съезде приняла такие решения, которые по принципиальным вопросам отходили от ленинского толкования. Взгляды КПСС, к сожалению, были переняты и Венгерской Социалистической Рабочей партией (ВСРП).

С тех пор не один раз было доказано, что прав был Ленин. Невозможно создать социализм через парламентаризм, так как капиталисты никогда этого не допустят.

Стратегическое сотрудничество с социал-демократами невозможно, потому что уже доказано, что они однозначно стоят на стороне капитала, хотя  и пытаются постоянно  вводить в заблуждение трудящиеся массы.

Мирное сосуществование не означает, что мы должны капитулировать перед капиталом, основываясь на таких проектах, как "общие ценности человечества", "eвропейская безопасность и сотрудничество" или "европейский дом". Мирное сосуществование не может заменить цели мировой революции, победы социализма во всем мире.

Партии бывших социалистических стран, в том числе и ВСРП, никогда формально не порывали с Лениным, более того   они проводили свою политику под именем Ленина, прикрываясь его цитатами. Но в то же время они объявляли догматизмом последовательную приверженность ленинским идеям. В духовной жизни партий, более того  в разработке их политических решений все большую роль играли мелкобуржуазные, оппортунистические силы, стремящиеся так или иначе придти к соглашению с капиталом.

В последние десятилетия социализма Ленин стал обузой для тех, кому социализма было мало, кто уже начал заигрывать с капитализмом. Они думали, что, отказавшись от ленинских идей, они смогут получить свой входной билет в капитализм.  Памятники, картины,  внешне все еще было по-прежнему, но суть уже исчезла. Социалистическое государство постепенно отказалось от борьбы с капиталом, а власть, отказавшуюся от своих идеалов, было легко свергнуть.

Коммунистическим партиям, возрождающимся в бывших социалистических странах, приходится нелегко. Они должны вернуться не к воображаемому, мистифицированному Ленину, а к революционеру, мыслителю, открывателю нового. Они не могут отрицать социалистическое прошлое, более того они  должны защищать его от антикоммунистических атак капиталистов. Но они должны уметь наметить  программу нового социализма. Это задача, предназначение и Венгерской рабочей партии.

Некоторые партии международного рабочего движения, особенно западноевропейские "еврокоммунистические" партии, стали отходить от Ленина и идей 1917 года уже со второй половины прошлого десятилетия. Они вычеркнули из своих программ все, что Ленин говорил об обязанностях рабочих партий, о власти трудящихся и даже о классовой борьбе против капитала. Крах социализма в Восточной Европе усилил духовный хаос и многие партии посчитали, что смогут себя спасти, отрекшись от Ленина.

Бывшие "еврокоммунистические" партии в последние десятилетия при поддержке капитала сформировали свою "соответствующую стандартам ЕС" (EU-conform) организацию, партию Европейские левые. Их цель ясна:  псевдо-левыми лозунгами  завоевать тех, кто больше не верит ни консерваторам, ни либералам, ни социал-демократам. Они хотят отобрать избирателей у тех коммунистических партий, которые последовательно борются против капитала, и предотвратить таким образом возможность социалистической революции в Европе.

Другие партии от Ленина не отказывались, но забывали при этом самое главное. Марксизм это живое учение, которое развивается в ходе исторического развития общества. Мы не станем сильнее, если превратим ленинские положения  в догмы. Догматическое понимание марксизма способствовало изоляции этих партий во многих странах.

К счастью, многие партии рабочего движения не только сохранили верность идеям Маркса и Ленина,  но и осознали, что ленинское учение дает нам в руки компас, ориентируясь по которому мы сами должы  искать путь, способный привести к достижению наших целей.   Мы должны оставаться верными основным принципам марксизма-ленинизма, но наши умы должны быть открыты   всему новому.

Отстаивать идеи Ленина было нелегко и в Венгрии. При социализме нам многое преподавалось   в упрощенном виде. И когда нам пришлось творчески воплощать ленинские идеи в новых условиях, мы часто оказывались в тупике или даже терпели неудачу.

С течением времени однако многие забыли и то, чему их когда-то учили. Венгерская Рабочая партия много делала и делает для того, чтобы дать своим членам новые знания, побудить их учиться, но при отсутствии денег и недостатке мотивации задача эта оказывается очень трудной, и резульаты довольно скромные.

Сегодняшним поколениям промывают мозги капиталистическая школа и буржуазные средства массовой информации. Они переписывают и фальсифицируют историю. К счастью, даже несмотря на это, есть молодые люди, которые интересуются идеями социализма и Венгерской рабочей партией.  Их симпатии к  социализму имеют под собой прежде всего эмоциональную основу. Мы должны сделать так, чтобы эти чувства перешли в убеждения. Среди прочего, толково организовать изучение работ Ленина.

Тридцать лет назад Венгерская рабочая партия приняла решение на основе главных принципов марксизма-ленинизма переосмыслить столетнюю историю венгерского и международного рабочего движения. Мы пытаемся очистить ее от ненужных наслоений, освободить от мистификации. Мы решили учиться на опыте нашего прошлого.

Мы решили быть более открытыми для новых идей, как и Ленин, который  в свое время также был открыт для всего нового. Мы будем опираться на существующую реальность,  как это делал Ленин, а не.исходить из иллюзий.

Мы решили защищать марксистско-ленинские идеи и в международном рабочем движении. Мы не отказываемся от борьбы против капитала. Мы верим в силу международного сотрудничества трудящихся масс. Мы верим и знаем, что будущее  за социализмом.

Марксисты ли мы?

Наследие Ленина огромно, от борьбы против капитализма,  захвата власти пролетариатом и до организации жизни социалистического государства. Так пусть книги Ленина не пылятся на полках партийных комитетов!  Давайте читать, изучать, толковать и применять труды Ленина!

Выделим наиболее важные элементы из  богатого ленинского  наследия, те, на которые мы можем опираться и сегодня. Для начала давайте определим себя самих! Если мы не знаем, кто мы такие, мы не будем знать, в каком направлении нам идти.

Ленин вышел на политическую сцену в конце XIX - начале XX века. В эпоху, когда в мире произошли значительные перемены. Капитализм XIX века, в котором жил Маркс, был уже частью прошлого. Миром правили монополии, мир вступил в эпоху империализма.

Ленину столкнулся с вопросом: может ли марксизм, продукт западноевропейской мысли XIX века, быть применен в XX веке? Может ли он быть применен в слаборазвитой России и вообще в восточноевропейском регионе?

Ответ Ленина: да, марксизм применим, поскольку его основные принципы применимы независимо от пространства и времени. Историческая заслуга Ленина в защите марксизма и доказательстве его обоснованности в XX веке.

Марксисты это те, кто признает материальное происхождение мира. Поскольку мир не определяется богами или другими внешними факторами, его можно изменить.

Марксисты это те, кто признает, что при капитализме рабочий производит прибавочную стоимость, а капиталист ее присваивает, то есть другими словами, капиталист становится богаче за счет того, что он  отбирает у рабочего.

Марксисты это те, кто признает существование социальных классов и борьбу между ними, кто сознает, что рабочий класс может реализовать свои основные интересы, только победив капиталистов и создав социализм.

И cегодня тоже перед нами стоит очень похожий вопрос. Можем ли мы быть марксистами в ХХ1 веке, в эпоху информационных технологий и транснациональных корпораций? Ответить на этот вопрос предстоит нам.

Наш ответ: да! Эпоха информации преображает мир, но не меняет сути капитализма. А так как суть капитализма не меняется, не меняется и суть рабочего движения  –  борьба против капитализма, против  господства денег. Ленин защищал марксизм в XX веке. В ХХ1 веке защита марксизма  –  наш великий и общий долг.

Меняется ли марксизм?

Ленин поднимает  и вопрос о том, можно ли изменять марксизм в зависимости от изменения эпохи? Ответ Ленина    да! Марксизм  –  это не догма, не собрание вечных правил, а новый способ мышления. Новые вопросы требуют новых ответов, но на базе основных принципов марксизма.

Именно Ленин становится тем, кто по ряду вопросов вносит изменения в учение Маркса. Он видит,  что в ХХ веке капитализм переступает национальные границы, на место традиционнах предприятий приходят монополии. Наступает новая стадия каппитализма — империализм. Ленин указывает, что в этих условиях могут наблюдаться существенные различия в развитии отдельных капиталистических стран.. По мере непропорционального развития капитализма условия социалистической революции в одних странах могут создаваться быстрее, чем в других.

Маркс и Энгельс считали, что социализм победит в развитых странах и одновременно. Ленин утверждает, что социализм победит там, где капитализм слабее всего. Не нужно, более того, нельзя ждать, пока ситуация созреет и в других странах.  Там, где  условия социалистической  революции сложились,  революция должна быть совершена.

Тезис Ленина о том, что система капитализма будет прорвана в своем самом слабом звене, означал принципиальный поворот. Этот тезис позволил рабочему движенмию в России ориентироваться  на то, что социалистическая революция и строительство социализма возможны и в одной отдельно взятой стране.

В каком направлении развивается современный капитализм? В какой момент, в какой стране кризис капитализма, о котором мы  имеем все основания говорить, перерастает в революционную ситуацию? На эти вопросы сегодняшнего дня мы должны найти ответ.

Рабочее движение в развитых западных странах более организованно, чем в восточной части Европы.  Недостатком  рабочего движения Западной Европы, с одной стороны, является  отсутствие  опыта жизни при  социализме, им не с чем сравнивать. С другой стороны, в этих странах капитал имеет больше опыта манипулирования трудящимися и больше денег для предотвращения социалистической революции, обеспечивая  более высокий уровень жизни.

В последние годы в их арсенале появилось новое оружие. Они используют миграцию для раскола рабочего класса ведущих капиталистических стран, для подрыва его антикапиталистической борьбы.

Восточная часть Европы беднее Западной, и она останется такой еще некоторое время. Западный капитал эксплуатирует этот регион. Страны региона в большинстве своем являются членами НАТО и ЕС. Возможна ли вообще социалистическая революция в такой ситуации?

Классовая борьба против капитала все еще находится на низком уровне в странах Центральной и Восточной Европы. Но ситуация меняется. Сегодня капиталистическому порядку нигде в регионе ничто не угрожает, но положение может кардинально измениться, если разразится война, рухнет ЕС или начнется очередная волна миграции.

Народы региона жили при  социализме, они знают, как все было. Все больше и больше людей понимают, что капитализм изменил их жизнь, но он и  уничтожил очень много ценного: безопасность, предсказуемость, социальную солидарность. Более того, капитализм – и это справедливо не только для бывших социалистических стран – разрушает общие человеческие ценности.

Не случайно именно в этих странах капиталистические силы прилагают    самые большие усилия для манипулирования массами. Они поддерживают стабильность экономики  методами государственного капитализма и не дают капиталистическому кризису порождать неконтролируемые социальные конфликты. Все это  сочетается с идеологическими инструментами национализма, религии и антикоммунизма.

Именно здесь также наиболее сильны и атаки либерализма. Они обещают "европейские ценности", "европейскую минимальную заработную плату", постоянно твердя о наличии фашизма пытаются вызывать страх и   отвлечь внимание трудящихся масс от борьбы с капиталом. 

Мы не знаем, когда капитализм пошатнется в нашем регионе. Но мы знаем, что он может пошатнуться. Мы знаем, что мы должны подготовить себя, нашу партию и рабочий народ к возможности перемен.      

Путь к власти

Социалистическая революция сегодня нигде не стоит на повестке дня. Но ситуация может быстро измениться. Что же делать до тех пор, как мы можем бороться в условиях буржуазной демократии?

Сегодняшние избирательные системы создают впечатление, что существует демократическая конкуренция между партиями, и победителем становится тот, кому народ больше доверяет. Ленин говорит другое: „так называемая «современная демократия…представляет из себя не что иное, как свободу проповедовать то, что буржуазии выгодно проповедовать”

Цель институтов буржуазной демократии, избирательной системы и средств массовой информации состоит не в том, чтобы помочь противникам капитала прийти к власти. Их цель — не давать антикапиталистическим силам прийти к власти и в то же время удерживать соперничество  сил, защищающих интересы капитала, в рамках, обеспечивающих стабильность капиталистического строя.

Это означает, что борьба с капиталом не может быть сосредоточена только на предвыборной борьбе, даже если  последняя  будет успешной. Венгерская рабочая партия никогда не была парламентской партией, но в 1990-е годы у нас были представители во многих областных, городских и районных муниципалитетах. Мы потеряли эти позации. Не только потому, что венгерский капитализм стабилизировался и структура венгерского общества изменилась. Но еще и потому, что у нас не было опыта работы в условиях буржуазной демократии. Многие депутаты от  нашей партии вместо того, чтобы последовательно представлять политику Рабочей партии, защищать интересы избравших их трудящихся, включились  в междоусобную борьбу буржуазных партий. Во многих случаях они ошибочно вставали на сторону Венгерской социалистической партии. И тем временем забывали об уличной борьбе, об идейгой борьбе, о борьбе за молодежь.

Мы знали предостережение Ленинао том, что «...ограничивать борьбу классов борьбой внутри парламента … значит переходить фактически на сторону буржуазии против пролетариата». Мы знали эти слова, но не предавали им значения,  или не умели их применять.

Буржуазная демократия означает диктатуру, господство класса капиталистов над трудящимися массами. Эта диктатура существует в Венгрии вот уже тридцать лет. Свободу печати у нас отняло  не то или иное буржуазное  правительство, ее у нас отнял  капитализм. Попасть в парламент нам не дает ни та или иная сторона,  в этом не заинтересована ни одна из буржуазных группировок .

Когда сегодня либеральные силы протестуют против "диктатуры", они борются не за то, чтобы власть принадлежала трудящимся. Они хотят получить больше влияния и денег, чем  другие группы капиталистического класса. Замена одного капиталистического правительства другим приносит не демократию рабочим массам, а приводит к власти те или иные капиталистические группы.

Средства массовой информации — это важный инструмент, но и массы должны осознать необходимость перемен. Дорога идет от борьбы на рабочем месте через профсоюзы к коммунистическим партиям. В Венгрии, где в  профсоюзы объединено всего лишь 9-10 процентов работников, где нет крупных забастовок и демонстраций, еще предстоит много работы.

В соответствии с учением Ленина Венгерская Рабочая партия участвует в выборах. Партия не попадает в парламент, но народ знакомится с ее политикой. Как пишет Ленин: «Участие в буржуазном парламентаризме необходимо для партии революционного пролетариата ради просвещения масс, достигаемого выборами и борьбой партий в парламенте». Что мы и делаем.

Парламентская борьба, доступ в парламент - это для нас не цель, а только средство, один из инструментов нашей борьбы с капиталом. Мы баллотируемся на выборах, у нас есть представители в некоторых местных советах, но в то же время мы ведем борьбу, выходя на улицы с нашими агитационными стендами. Мы участвуем в идеологической борьбе, распространяя  наш партийный еженедельник (A Szabadság) и используя возможности интернета. Мы должны строить партию, зная, что ситуация может быстро измениться и то, что сегодня представляется программой отдаленного будущего, может превратиться в  боевую задачу.

У нас тоже есть опыт в этой области, и немалый. В 1990 году таксисты перекрыли Будапешт из-за повышения цен на бензин. Молодой венгерский капитализм тогда дрогнул, но устоял.. Отчасти и потому, что мы не смогли присоединиться к этому массовому выступлению. У нас не было соответствующего опыта. Чтобы поддерживать общественные инициативы, мы должны знать их изнутри, участвовать в них. И что не менее важно -  мы должны различать подлинное социальное недовольство и выступления, спровоцированные буржуазными партиями. Мы должны поддерживать первое и разоблачать второе.

Что же такое социализм?

Всегда велик соблазн детально нарисовать представляющуюся нам  идеальной картину социализма. В этом вопросе также мы  должны учиться у Ленина. Все нужно и можно делать вовремя. Ленин,  безусловно, задолго до 1917 года сформулировал, что такое социализм, чем он отличается от капитализма и как капитализм можно свергнуть.

Но работа  Ленина "Государство и революция", где изложены задачи социалистического государства, написана только летом 1917 года, незадолго до победы Октябрьской революции. Это был момент, когда это стало необходимым  и  когда  уже были видны реальные задачи. Многое из того, что мы знаем от Ленина о социализме, Ленин написал не до революции, а после нее, анализируя и обобщая опыт партии и трудящихся масс.

У нас теперь много опыта, накопленного при социализме. Мы уже знаем, как создавалась социалистическая система после 1945 года, как она функционировала и как была свергнута. Самым известным из всех   является опыт Советского Союза. Опыт других социалистических стран привлекает меньше внимания – а ведь была  Югославия, была  ГДР, была Венгерская Народная республика, они во многом были похожи, но отнюдь не одинаковы.

Ленин никогда не говорил, что социализм должен быть везде одинаковым. Он определил лишь основные характеристики социализма. Это и сегодня наша задача, дополнив тем опытом, которого не могло быть у Ленина.

Власть должна быть в руках рабочего класса, трудящихся классов. Там, где этого нет, нет и социализма. Капитал, чтобы сохранить свою власть,  может ограничить себя и дать массам  различные социальные льготы. Система социального обеспечения в Швеции была лучше, чем во многих социалистических странах того времени, тем не менее  это  был не  социализм. В сегодняшней Венгрии либералы нападают на консервативное правительство, утверждая, что оно ведет страну к "социализму", предоставляя  социальные льготы. Но это совсем не так!

Объяснение Ленина ясно: «...пролетариат не может свергнуть буржуазии, не завоевав сначала политической власти, не получив политического господства, не превратив государства в «организованный, как господствующий класс,  пролетариат.» После победы социалистической революции рабочий класс осуществляет свою власть через рабоче-крестьянское государство, диктатуру пролетариата. Ленин считает это основополагающим. Он подчеркивает, что тот, кто не распространяет признание классовой борьбы на признание диктатуры пролетариата, просто не является марксистом.

Собственность должна быть в руках общества. Именно тогда мы можем говорить о социализме. Именно тогда мы можем называть себя марксистами.  Будучи марксистами мы также как Маркс и Энгельс утверждаем: коммунисты «выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее развитую форму».

Ленин считает, что социализм окончательно победит капитализм, если он сможет обеспечить более высокую производительность труда. Ленин пишет: "Мы придем к победе коммунистического труда!” Это один из самых важных тезисов, о котором мы часто забываем.

Результатов в распределении социализм может достичь относительно легко. На начальном этапе  социалистической революции достаточно забрать у капиталистов и отдать народу. Но после этого заводы, которыми владеет общество, должны достичь большей производительности. Более эффективная организация труда - это историческая задача, которая не везде была успешно решена.

Так называемая Новая экономическая политика (НЭП) была важным элементом в учении Ленина. Согласно Ленину, НЭП означает, что коммунистическая партия будучи обладателем государственной власти и сохраняя за собой право решать основные вопросы экономики разрешает функционирование и обогащение капиталистической частной собственности, использование элементов рынка.

«Эта политика названа новой экономической политикой потому, что она поворачивает назад. Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы ... потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперед», – пишет Ленин после введения НЭПа.

Если оглянуться назад, то интересен не сам НЭП, а тот факт, что впоследствии НЭП становится отправной точкой реформ в  европейских социалистических странах. Конечно, капиталистический мир восхвалял эти реформы, потому что каждый шаг, который уводил нас все дальше от социализма, был в интересах капитала. Мы также знаем, что часто в социалистических странах, включая Венгрию, за реформами стояла либеральная интеллигенция  и прагматически настроенная часть руководства. Это все правда. Но с точки зрения будущего полезно рассмотреть каждый эксперимент, направленный на победу над  капитализмом в области производительности труда.

Если говорить о социализме, то нельзя обходить вниманием и опыт тех стран, где социализм сохранился и после 1990 года. Правда, в Китае, Вьетнаме, Лаосе, Кубе и Корее борьба за социалистическую революцию была связана с борьбой за национальную независимость, и это давало им такую силу, которой не было у восточноевропейских систем. Мы должны это видеть, но это еще не все.

Мы должны видеть, что эти страны, исходя из имеющихся у них условий,  предприняли шаги по возрождению своих экономик, поставив целью  победить капитализм в области экономики. Мы также должны видеть, что эти страны создали свои собственные политические системы, но сохранили ведущую роль партии. Мы должны видеть и то, что эти страны успешно развиваются.

Мы вместе с Лениным говорим: «Одним из необходимых условий подготовки пролетариата к его победе является длительная и упорная, беспощадная борьба против оппортунизма, реформизма, социал-шовинизма и тому подобных буржуазных влияний и течений, которые неизбежны, поскольку пролетариат действует в капиталистической обстановке». Мы верны принципам марксизма. С этих позиций мы рассматриваем мир.

Мы также как и Ленин считаем, что давать оценку событиям в мире можно только исходя из фактов, что наша политика должна строиться на фактах. Мы должны быть открыты для нового, мы должны давать новые ответы на новые вопросы. Марксизм - это наш компас, столетний опыт коммунистического движения - это наша общая сокровищница, из которой мы должны черпать и которую мы должны пополнять по мере наших возможностей.

Дюла Тюрмер,

председатель Венгерской рабочей партии


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях