«Мы должны избавляться от власти, которой управляют деньги и бандиты»


«Мы вкалывали, как рабы: 2,5 месяца чистили два резервуара, травились вредными веществами, подорвали здоровье, но деньги нам не выплатили», –заявили журналистам девять рабочих из Кременчуга, которых попытались нагло обмануть менеджеры ренийской компании «Укрчем», выплатив только часть денег за труд. 

Угрожая самосожжением, добились выплаты заработка

Компания эта занимается в Рени перевалкой нефтепродуктов. А рабочих из Кременчуга представители «Укрчема» наняли для того, чтобы очистить от каменноугольной смолы две крупные ёмкости на нефтебазе. 

Отстаивая свои права, рабочие устроили необычную акцию протеста. Они записали на видео свои требования, которое отправили в СМИ. 

Влезли в резервуар для горюче-смазочных материалов объемом около 3 тысяч тонн, заварили его изнутри. И заявили, что если их попытаются вытащить из этого резервуара, не решив вопрос об оплате труда, то подожгут резервуар изнутри.

– Мы выполняли опасные для здоровья и жизни операции, – подчёркивает один из рабочих Евгений Жук. – У нас облазила кожа… Тот, кто имел дело с каменноугольной смолой, знает, о чем речь. 

Ведь каменноугольная смола содержит значительное количество токсинов. Не случайно английский врач Персиваль Потт еще в XVIII веке доказал, что трубочисты, имеющие дело с сажей, возникающей от сгорания каменного угля, подвергаются высокому риску раковых заболеваний.

Узнав из СМИ о скандальной ситуации, представители Ренийской полиции пообщались с обманутыми рабочими, менеджерами «Укрчема» и добились, чтобы кременчугцам в полном объеме выплатили заработанные деньги. 

Затем полицейские обеспечили безопасный отъезд кременчугцев из Рени. И волна разочарования прокатилась по Рени, когда они узнали, что никто из представителей «Укрчема» не будет привлечен за скандальное происшествие даже к административной ответственности. Оказалось, что в данном случае состава преступления нет…

– Пример кременчугцев в борьбе за свои права, – говорят докеры Ренийского морского торгового порта, – показывает, что только решительные действия помогают добиться положительного результата. 

На первое января нынешнего года долг по зарплате работникам нашего порта равнялся 7 миллионам 8 тысячам гривен. А сейчас он уж превысил десять миллионов гривен.

Даже рабы находятся в лучшем положении, чем мы. А нам лишь выдают небольшие порции денег, которые не дают возможности спокойно смотреть в глаза женам и детям. Кому нужны отцы, которые не приносят зарплату?

Немало критики сейчас приходится выслушивать директору Ренийского порта Дмитрию Володину, возглавившему коллектив в феврале 2016 года, а до этого работал в порту Черноморска. За весь его период руководства Ренийским портом здесь перманентно возникают солидные долги по заработной плате. В дорыночные времена в Ренийском порту работало три с половиной тысячи человек. В начале 2019 года оставалось – 310, а в начале нынешнего –численность работников порта составляла 231 человек.

Семьи портовиков, попавших под «оптимизацию», бедствуют

Чиновники объясняют все сокращения в коллективе уменьшением потока грузов. Действительно, рассчитанный на перевалку 14,5 миллиона тонн грузов в год, Ренийский порт обработал в прошлом году 1,275 миллионов тонн. 

А работу в Рени найти очень трудно. Семьи попавших под «оптимизацию» портовиков бедствуют и находятся на грани выживания. Впрочем, доведены до отчаяния и остающиеся в коллективе люди, не знающие, у кого же можно занять деньги в долг. 

Докеры возмущены, что так и осталась невыполненной «Программа стабилизации финансового состояния Ренийского порта и выхода из кризиса на 2018 год». Некоторые из них считают, что если бы правоохранители строже спрашивали с директора порта за нарушения в выплате зарплаты, то коллектив перестало бы лихорадить.

– Местные правоохранители почему-то забывают, – говорит юрист Сергей Мироненко, – что за невыплату заработной платы вовремя, в соответствии со статьёй 41 Кодекса об административных правонарушениях, или ее выплату в неполном объеме, должна накладываться на виновных административная ответственность. 

А штраф в таких случаях может достигать от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан. Если же зарплата безосновательно не выплачивается руководителем предприятия более одного месяца, то должна вступать в действие статья 175 Уголовного кодекса Украины. 

Ею предусматривается наказание в виде штрафа от 500 до 1 тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет. 

В том случае, когда задержка с выплатой возникла вследствие нецелевого использования средств, которые предназначались на зарплату, то предусматривается наказание в виде штрафа от 1 тысячи до 1,5 тысячинеоблагаемых минимумов доходов граждан или ограничения свободы на срок до трех лет, или лишения свободы на срок до пяти лет.

В начале прошлого года Ренийский районный суд уже рассматривал уголовное производство в отношении Дмитрия Володина по поводу четырехмиллионного долга по зарплате портовикам. 

Тогда было принято решение не привлекать директора к уголовной ответственности, поскольку он осознал свою вину, раскаялся и принял меры для существенного уменьшения долга.

А в Министерство инфраструктуры Украины порт направил в тот момент очередной график ликвидации задолженности по оплате труда и платежам в бюджет. 

Согласно ему, к 1 июля 2019 года долги по зарплате должны были сократиться до 500 тысяч гривен. Однако этот график был нарушен. И к концу прошлого года, как мы уже знаем, долги по зарплате снова выросли. 

По требованию портовиков правоохранители провели расследование и установили, что на счетах порта в прошлом году были средства для своевременной оплаты труда, так как в тот период предприятие перечисляло налоги и осуществляло другие платежи на сумму, которая значительно превышала размер задолженности по зарплате.

Нарушив Конституцию, загнали порт в убытки 

И в то же время, ликвидировать долг по зарплате в создавшейся ситуации весьма сложно потому, что расходы Ренийского порта почти на треть превышают объём доходов. А это значит, что предприятие своими силами, без помощи со стороны Министерства инфраструктуры не сможет выбраться из сложной ситуации. 

Серьезный удар по экономике Ренийского порта и всего Придунавья нанесли «вожди» Украины в августе 1998 года, когда на основании обыкновенного соглашения обменяли участок земли в Ренийском районе на отрезок автотрассы Рени – Одесса в районе села Паланка, проходящий по молдавской территории. В результате Молдова получила возможность строить рядом с Ренийским портом мощный морской Джурджулештский порт, под перспективу развития которого наши соседи отвели 120 гектаров.

Важно отметить, что молдавский порт появился из-за того, что была грубо нарушена 73-я статья Конституции, согласно которой вопросы изменения территории страны должны решаться исключительно всеукраинским референдумом. 

Ренийцы считают, что виновные в разбазаривании украинской земли нанесли и продолжают наносить серьезный урон экономике порта, города и всей страны. Докеры надеются, что новый президент страны обратит внимание на это преступление и виновные в нем понесут заслуженное наказание по всей строгости закона.

Дав добро на создание зарубежного порта, украинская власть должна была бы всерьез заняться обеспечением должной инфраструктуры в Придунавье, чтобы минимизировать потери от конкуренции с соседом. 

Однако за три десятка лет независимости страны чиновники так и не удосужилась полной мерой реализовать в регионе комплексную программу утверждения Украины как транзитной державы, концепцию создания на юго-западе Одесчины территории приоритетного развития, национальный проект «Дунайский коридор»… 

Так и не появилась железнодорожная ветка Измаил – Рени, участок которой составил бы не более восьмидесяти километров.

К тому же, наши махинаторы лишили порт Рени кратчайшего на тот момент пути к сети к сети внутренних железных дорог Украины. 

Они разобрали участок колеи между станциями Березино и Бессарабская. А снятые рельсы продали на металл по коррупционной схеме. И у клиентов Ренийского порта осталась единственная возможность отправлять и получать грузы с дополнительными расходами только по железной дороге, проходящей кружным путем через Молдавию и Приднестровье.

И совсем по-другому развиваются события в Молдове. К новому порту были быстро подведены железнодорожная ветка Кагул – Джурджулешты, хороший автобан. Молдова присоединилась к международному проекту «Викинг» – системе комбинированных грузовых перевозок между Балтийским и Черным морями, в основу которого заложен принцип ускоренной доставки контейнерных грузов по железной дороге во взаимодействии с морским и автомобильным транспортом. Молдаванам удалось убедить страны-участницы изменить маршрут движения поездов и направить их через Джурджулешты.

Из-за непоследовательной внешней и внутренней политики нашего государства сохраняется устойчивая тенденция к созданию международных транспортных коридоров в обход Украины. Перехватив транспортную инициативу у украинских транспортников, наши соседи стали главным конкурентом задыхающегося Придунавья.

Владимир Крещук, Одесская область


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях