Беларусь. 100 дней вэрхала и трехпроцентная рука Москвы

Беларусь. 100 дней вэрхала и трехпроцентная рука Москвы


Если вы являетесь руководителем религиозного кружка по интересам, созданным бравыми полицаями в славном 1942 году, то белорусская «революция надежды» – самое время напомнить о себе.

Как буднично сообщила «Радио Свобода», Лукашенко был предан анафеме со стороны «православного архиепископа». На фотографии епископ этот, скажем мягко, имеет бомжеватый вид, но главное, что упущено в заголовке – что церковь эта автокефальная и находится в США.

Деятель на фотографии, как мы с интересом узнали, является «Архиепископом Новогрудка и Северной Америки», не больше, но и не меньше. Родился он в Чернигове, окончил Киевскую духовную семинарию, а рукоположили его силами Украинской автокефальной православной церкви.

Казалось бы, причем здесь порошенковский Томос и украинские раскольники? А при том, что дружба БАПЦ с украинскими собратьями началась еще во времена оккупации, когда германская администрация разрешила религиозную деятельность на оккупированной территории, но с условием переподчинения от московского патриархата.

Так, состоявшийся 30 августа 1942 года Минский Собор утвердил независимость БАПЦ. И к моменту освобождения БССР, она состояла из 9 епархий с 10 архиереями, которые отступили вместе с вермахтом. Но надо заметить, что после разгрома Германии иерархия БАПЦ, которой автокефалия была навязана насильно, за нее не держалась и в эмиграции влилась в состав Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ).

Однако среди эмигрантов были и активные сторонники автокефалии, которые обратились за помощью к украинским автокефалистам. И в 1948 с их помощью в городе Констанце (Зап. Германия) был проведён Собор, вновь объявивший о создании Белорусской Автокефальной Православной Церкви и избравший её архиепископом Сергея Охотенко. Епископом БАПЦ был избран в 1949 году бывший мирянин, незадолго до избрания принявший монашеский сан, Василь Тамащук – читай, человек с улицы.

После разрешения выезда белорусских эмигрантов из Германии архиепископ Сергей выехал в Австралию, а епископ Василь — в США. Фактически, церковь была создана, что называется, на двоих.

Закономерно, что в 1973 году БАПЦ разделилась на две епархии — Американо-Австралийскую и Канадско-Европейскую. Начались внутренние конфликты, которые привели к расколу на две группы, каждая из которых избрала собственного митрополита. Под руководством одного оказались три прихода в Англии, два в Австралии и один в США, а под руководством второго, которого предал анафеме Собор епископов БАПЦ — пять приходов в США, один в Канаде и один в Австралии. Современникам это напоминает, к примеру, дележ ларьков на стадионе «Динамо», когда мелкий рекет решал, с каких точек собирать дань. Правда, анафему минские бандиты не применяли, как-то обходились.

После кончины лидера одной из группировок, митрополит Изяслав объединил обе части расколовшейся БАПЦ под своим началом. Но тут новым митрополитом и объявил себя некто Александр Сологуб — которого ранее рукоположил в митрополит из другой группировки Николай (за три недели Сологуб прошёл путь от мирянина до епископа), а через месяц он же и отлучил Сологуба от БАПЦ. Воистину, история карьерного роста, достойная кинематографа и, кстати, очень напоминает судьбу Светланы Тихановской.

Последняя попытка рейдерского захвата БАПЦ была в 2005 году, когда в гости к друзьям в США приехал некто «епископ Барановичский и Бруклинский» Василий Костюк, который за год до этого перебежал в афоткефальную тусовку из РПЦ МП в сане диакона, и всего за год вырос аж до епископа.

После приезда Костюка начался масштабный рейдерский захват. Костюк наложил анафему на местного авторитета Сильвановича, который выполнял фактическое управление активами, и исключил ряд членов приходского совета БАПЦ по обвинению в неофашизме и превращению, как он заявил, «церковной общины в псевдохристианскую националистическую тоталитарную секту, весьма далёкую от Церкви». Но все закончилось хорошо – отбившие рейдерскую атаку члены «тоталитарной секты» забаррикадировали здание и отправили Костюка обратно в Барановичи. Собственно, от имени победившей «тоталитарной» группировки они сейчас и работают.

Сама же БАПЦ держит свою единственную «точку» в Бруклине, которая была приобретена бывшими полицаями у американских протестантов в 1957 году. Именно ее, как основной актив, в течении нескольких десятилетий с переменным успехом пытались делить враждующие группировки. И анафема в этой среде была такой же нормой общения, как у мирян – «добрый вечер».

Так а что там с Лукашенко? Может показаться, что у наших автокефальных американских друзей просто очень позднее зажигание. Но нет.

Напомню, что до страшной автокефальной анафемы белорусское общество последовательно раскалывали с помощью вполне традиционных конфессий, особенно римо-католической. А уже после выборов появлялись отдельные заявления представителей РПЦ, не поддержанные руководством. В такой подвешенной ситуации вводить в игру автокефальную церковь не имело смысла, так как это имело бы обратный эффект для традиционных верующих. Поэтому про клоунов из американской БАПЦ вспомнили только сейчас, когда не удалось качнуть традиционные конфессии.

Но, конечно, важен не сам факт появления БАПЦ, а то, как работает сеть по распространению инфоповодов в РФ, где каноничная РПЦ, к слову, имеет свой основной приход. Если посмотреть, то практически под копирку все антиклерикала либеральные СМИ, типа «Эха Москвы», вдруг озаботились духовной жизнью нашего белорусского руководителя. Ну и, само собой, фишка в том, что все либеральные СМИ, по примеру «Радио Свобода», тихонько убирали в заголовке слово «автокефальный». Ох, хитрецы.

Трехпроцентная рука Москвы

Если вы клепаете подобную пропаганду, то главное – не читать ее после написания. А то можно ненароком поверить самому.
В противном случае появляются такие удивительные статьи как, например, ответы Алексиевич для «Радио Свобода», где та, скрепя сердце, говорит, что Лукашенко все-таки имеет около 20% поддержки, которых ему, мы так понимаем, хватает, чтобы полностью контролировать государство.

Кстати, отдельно Алексиевич похвалила минских пенсионеров, которые «мужественно выходят каждый понедельник».

Здесь зарыт очень интересный момент. Когда начала создаваться сеть «страна для жизни», она была организована, в первую очередь, территориально, во вторую – производственно (на крупных предприятиях и вузах), а в третьих – по широкому социальному или профессиональному признаку (врачи, водители).

Т.е. с обществом работали как с множеством мелких подгрупп. И если, к примеру, пенсионеры никак не были охвачены телеграм-чатами, где можно писать от их имени, то нужна была минимальная уличная активность, которая бы показывала, что и в этой социальной группе Лукашенко не любят, подтверждая свои 97%. Вспомните, например, бабку, которая до выборов на честном глазу рассказывала «Белсату», что смотрит на Ютубе все стримы Сергея Тихановского. Т.е. если пенсионеров нет в интернете, их надо показать хотя бы на улице.

Остальные проценты, на которых держится государство, как можно понять из глубокой оппозиционной аналитики – это русские.

Как ни удивительно, но основным пугалом по-прежнему остается российская пропаганда и российское вмешательство. Соцсети завалены платными рекламными материалами, где торможение революции в РБ объясняется исключительно российским вмешательством и коварными русскими, которые проникли во все слои белорусского общества, но особенно – в телевизор и интернет.

Это – не что иное, как примитивная картина мира, которая объясняет нашим дорогим сектантам, почему трехпроцентный режим до сих пор не рухнул, ведь «все вокруг против Лукашенко». Поэтому революционеры живут от воскресенья к воскресенью, рассказывая друг другу на ухо, что «вот теперь точно Лукашенко достал Путина, и тот его уберет».

Как разложить бюджетника

Тем не менее, не прекращается работа с социальными группами, которые всегда были традиционным электоратом Лукашенко.
Говоря грубо, те лица, которые вышли 9-11 августа кидать кирпичи, никогда за Лукашенко не голосовали. Умолчим и тот факт, сколько из них на момент выборов было несовершеннолетними и сколько – иностранными гражданами с футбольными наколками и упитанными мордами, которые приехали подлечиться в белорусские санатории.

Главная же задача в ходе выборов стояла не просто перетянуть на свою сторону айтишников, частный капитал и банкиров (которых номинально представляли Бабарико и Цепкало), а именно разрушить опорный электорат Лукашенко.

Отсюда – попытки раскачивать заводы, школы, милицию, бюджетников изнутри до выборов.

Еще один интересный прецедент – это парад спортсменов, которые внезапно прозрели и поняли, какое ужасное государство их воспитало. Но сдать кровавому тирану деньги и квартиры пока никто не решился. А ведь некоторых прозревших режим даже покрывал.

Вот, к примеру, Надежда Остапчук, которая ранее толкала ядро, а теперь толкает обращения к Надежде Кочановой. В 2012 ее лишили бронзовой и золотой олимпийской медали из-за допинга (анаболический стероид), после чего карьера девушки, мягко говоря, не задалась. Но оппозиционным СМИ это по барабану, они штампуют статьи «олимпийская чемпионка выступает против Лукашенко». Психологически этих сбитых летчиков можно понять – до выборов вся оппозиционная кампания строилась на том, чтобы свою минуту славы словили малоизвестные люди, типа работников театра, телевидения или спортсменов и музыкантов второго эшелона, которых тут же объявляли совестью нации и мега-звездами. Как правило, на момент вовлечения в агитацию все они давно достигли своего творческого потолка, и предложение сотрудничать с оппозицией выглядело для них заманчивым. Ведь вы же против насилия и за все хорошее, да?

БЧБ-символика и РПЦ

Единственная точка, в которой организаторы дали маху – это использование полицейской символики, причем не просто во время митингов, но еще и на помойках и заборах. Но, разумеется, и здесь нашлись аргументы. Например, успешный пенсионер Владимир Подгол пишет о том, что режим вот-вот развернет репрессии на церковь, потому что, оказывается, в элементах одежды там используются БЧБ-ленты. «Скоро люди в балаклавах будут громить храмы!» – читаем заголовок Naviny.by.

Действительно, на архиерейской мантии есть похожие по виду БЧБ-нашивки. Три ряда лент символизируют Троицу, окружающую и как бы покрывающую со всех сторон епископа.

Но забавно здесь другое. Нашим специалистам по церкви будет интересно, что мантии такого вида появились в XVIII в. В древней Церкви архиерейской мантии не было. Она появилась в Византии в качестве почетного дара императора Константинопольским патриархам, от которых затем перешла к прочим епископам. Смысл этого дара состоял в том, что царь как бы вверял новоизбранному патриарху полноту власти над церковным народом и попечение о его нуждах, то есть как бы делился своей властью с патриархом, ибо мантия была царским облачением. Т.е. БЧБ-символика на мантии, которую спустя триста лет увидели наши политически озабоченные друзья, изначально символизировала покровительство государства, а не «независимость» от него, как это пытаются представить сейчас. Опять же, если у вас это такой сакральный церковный символ, то зачем его рисовать на помойке возле дома. Но Подгол вам на это не ответит.

Программа Калиновского и программа Муравьева

И, на закуску, еще один интересный факт. Пока одни россияне захватывали в республике власть, вторые тем временем обещали отчисленным белорусским студентам учебу в российских вузах. Эдакая новая программа Калиновского (или, как вариант, можно было называть ее программой Муравьева).
В частности, владелец заводов и пароходов Дмитрий Мазепин пообещал поддержать материально белорусских студентов, отчисленных из вузов, чтобы дать им образование в России.

Вот что по этому поводу отметил Петр Петровский:

– Если раньше такими грязными делишками как программа Калиновского, занимались только Польша или Литва, то теперь к ним присоединился и Российско-белорусский деловой совет в лице его председателя, а также основного владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина. Этот господин еще сразу после выборов пытался создать «Комитет национального спасения Беларуси», через который организовать передачу власти оппозиции.

И это неудивительно. Все помнят Баумгертнера, Керимова и прочих господ, пытавшихся произвести рейдерский захват «Беларуськалия» в начале 2010-х. Капиталистические аппетиты «Уралкалия» так и остались неудовлетворенными, но вот неприязнь к Лукашенко и затаенная обидка имеются. В результате – ответочка антибелорусского характера.

Для белорусской стороны это знак, что Российско-белорусский деловой совет следует вычистить, если в нем оказались элементы, нелояльные белорусскому государству».

К слову, на примере Мазепина и его друзей можно понять скепсис Лукашенко по отношению к представителям деловых кругов в РФ, которые видят интеграцию очень по-своему. Но вот если верить материалам, которые гонят оппозиционные аналитические центры, то Лукашенко, наоборот, безоговорочно продался русским в обмен на независимость. Подсвечивать выбрыки того же Мазепина им не выгодно, так как ломается стройная картина.

Подводя итог – вся эта сложная, противоречивая, но очень громкая и местами идиотская информационная тактика нам хорошо известна и называется местным словом вэрхал. Надо как можно сильнее возмущаться, писать как можно больше статей и постов в соцсетях, и говорить, что все вокруг тоже очень возмущены. И вот тогда режим обязательно упадет.

Андрей Лазуткин


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях