Герои Страны Советов. 1 апреля 1906 года родился А.С.Яковлев – советский авиаконструктор, создатель знаменитых истребителей “Як”

Герои Страны Советов. 1 апреля 1906 года родился А.С.Яковлев – советский авиаконструктор, создатель знаменитых истребителей “Як”


Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев (1906 — 1989) — выдающийся советский авиаконструктор, создавший свою школу авиастроения, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), шестикратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), лауреат Ленинской премии (1972),

В 1938 вступил в ВКП(б). В 1940-46 одновременно занимал пост зам. наркома авиационной промышленности, был председателем Научного совета Министерства авиационной промышленности (1946-1948), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов Московского авиационного института (1944, 1958), председателем редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1942-1947).

Под руководством Яковлева созданы истребители Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, бомбардировщики ББ-22, Як-28, УТ-2 и т.д. Он подготовил 1-й всепогодный перехватчик, 1-й советский самолет вертикального взлета, вертолет Як-40 и т.д. В 1946 избран депутатом Верховного Совета СССР. С 1956 генеральный конструктор.

Всего под руководством Яковлева было создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство.

В их числе поршневые Як-1,-7,-9,-3 и десятки их серийных модификаций, а также реактивные истребители Як-15,-17 и другие, Як-25 — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик; первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 и его палубный вариант Як-38; реактивные пассажирские Як-40,-42; спортивные, учебно-тренировочные, а также двухвинтовой вертолет Як-24 и другие.

Родился 1 апреля 1906 года в Москве. Его отцом был Сергей Васильевич Яковлев, бухгалтер по специальности, который служил начальником транспортного отдела в нефтяной фирме «Товарищество братьев Нобель».

Мать, Нина Владимировна Яковлева, была домохозяйкой. В семье было трое детей: сыновья Александр, Владимир (1909) и дочь Елена (1907).

Родители Александра Сергеевича имели звание «потомственных почетных граждан», которое в те годы даровалось по императорскому указу представителям духовенства и мещанства.

«От предков моих я не мог унаследовать конструкторского призвания. В пятилетием возрасте я впервые увидел аэроплан, но в душе будущего конструктора это знакомство никакого следа не оставило», — признавался Яковлев в своих мемуарах.

Зато «завинчивать и отвинчивать что-нибудь было моей страстью. Отвертки, плоскогубцы, кусачки были предметами моих детских вожделений, а пределом наслаждения — возможность покрутить ручную дрель». Мама, Нина Владимировна, прочила сыну карьеру инженера. Но пока у него были самые разные увлечения.

В 1914 году Александр Яковлев, успешно сдав вступительные экзамены по русскому языку, арифметике и закону божьему, поступил в приготовительный класс частной мужской гимназии Страхова, расположенной на Спасской улице.

В те годы эта гимназия считалась одной из лучших в Москве, ее отличали отлично оборудованные кабинеты и прекрасные преподаватели.

После Октябрьской революции гимназию объединили с женской школой, она стала государственной, получив новое название «Единая трудовая школа 2-й ступени №50» Сокольнического района столицы.

Учился будущий знаменитый конструктор с большой охотой. При этом любимыми предметами мальчика были история, литература и география, по этим предметам он всегда имел отличные оценки, а по физике, математике и химии, которые больше подходили к его будущей специальности, он в основном получал четверки. Любил Александр Яковлев и рисование, которое было достаточно важным для конструктора. В этом предмете поощряемый преподавателями и матерью он сумел достичь больших успехов.

Во время обучения Александр Яковлев был довольно активным учеником, принимая участие в общественной школьной жизни, был старостой класса, председателем ученического комитета, некоторое время был редактором школьного литературно-исторического журнала и членом драмкружка.

Довольно много читал. Зачитывался произведениями Жюля Верна, Герберта Уэльса, Джека Лондона, Редьярда Киплинга и других авторов, любил книги по истории России и, конечно, о разного рода технике. К технике он проявлял особый интерес.

Сверху вниз: АИР-1 в своем первоначальном виде, он же после переделки в одноместную рекордную машину и второй экземпляр самолета – АИР-2 «Пионер». Этот аэроплан Яковлев построил на средства, собранные по подписке детской газетой «Пионерская правда». После его постройки Яковлев получил звание «почетный пионер» с правом ношения пионерского галстука.

В школьные годы даже пытался построить вечный двигатель, посещал занятия в радиокружке, где собственноручно собрал радиоприемник. Освоил он и столярное дело, с увлечением создавая модели паровозов, станций, мостов, железнодорожных вагонов. Сказывалось влияние его дяди-путейца, в тот момент Александр Яковлев хотел пойти по его стопам, став инженером-железнодорожником.

Но вот наступили 20-е годы XX столетия. В молодой Стране Советов вспыхнул сильнейший интерес к авиации. Захватил он и Яковлева, 17-летний юноша твердо решил стать авиаконструктором.

Прочитав в газетах о предстоящих в Крыму планерных соревнованиях, Александр захотел принять участие в постройке планера. Целеустремленный юноша обратился к организатору соревнований Арцеулову, и тот устроил его помощником к летчику Н.Д. Анощенко. К сожалению, первый опыт постройки «настоящего планера» оказался неудачным.

В Коктебеле планер лишь на несколько метров оторвался от земли и разбился. Неудача не огорчила Яковлева, наоборот — зрелище парящих машин произвело на него огромное впечатление: «Теперь я уже окончательно стал авиационным человеком. Выбор профессии был сделан мною бесповоротно».

«Авиамоделисты», Б.В.Миловидов, 1934

Александр загорелся идеей самому сделать планер. За техническими консультациями он обращался к С.В. Ильюшину, тогда еще слушателю Академии воздушного флота, а саму машину строил на базе школьного авиамодельного кружка. Конструкция вышла удачной, «планер устойчиво держался в воздухе и хорошо слушался рулей».

Конструктору и его помощникам выдали приз — 200 руб. и грамоту. Но поступить в единственное тогда высшее учебное заведение по авиации, Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, не удавалось, не было стажа службы в Красной Армии.

В марте 1924 г. с помощью Ильюшина А.С. Яковлев устроился простым рабочим в мастерские Академии воздушного флота, а через два года добился своего перевода в летный отряд, к обслуживанию самолетов. В том же 1926 г. он поступил в Академию им. Жуковского.

12 мая 1927 г. состоялся первый полет самолета, сконструированного Яковлевым. Самолет строился в большом зале лабораторного корпуса студентом начального курса. И когда машина взлетела и сделала несколько кругов над аэродромом, Александр Сергеевич почувствовал себя настоящим конструктором.

Самолет с конструктором на борту совершил спортивный перелет Москва — Харьков — Севастополь — Москва. Всего за годы учения им было сконструировано четыре оригинальных самолета.

В 1931 г. А.С. Яковлев закончил академию по первому разряду. Молодой инженер был направлен на завод им. В.Р. Менжинского, в ЦКБ. Здесь тогда работала сильная группа авиационных инженеров.

Ему предложили работать в перспективной конструкторской бригаде, что означало работу в одной узкой области.Этого Яковлев не хотел, поэтому перешел на должность рядового инженера.

Одновременно Александр Сергеевич в свободное время на свой страх и риск строит самолет АИР-6, который успешно прошел испытания и был принят в серийное производство.

Потом был АИР-7. На испытательном полете, летом 1932 г., он показал скорость 332 км/ч. Это был уже рекорд, молодому конструктору удалось создать один из самых быстроходных самолетов.

Но во втором полете самолет потерпел аварию из-за ошибки, допущенной при конструировании: ведь Яковлев впервые создавал настолько скоростную машину. Комиссия по расследованию аварии была неумолима, ее вердикт гласил: «Запретить Яковлеву заниматься конструкторской работой».

А.С. Яковлев, отстаивая свою работу, не растерялся. Он добился приема у члена Политбюро ЦК Я.Э. Рудзутака, которому обрисовал ситуацию.

Вмешательство члена правительства принесло свои плоды — конструкторскому бюро из 35 человек во главе с А.С. Яковлевым выделили помещение — кроватную мастерскую.

Здесь в 1934 — 1935 гг. были созданы самолеты АИР-9, АИР-9 бис, АИР-10. АИР-9 на Парижской авиационной выставке был признан лучшим в своем классе. В 1936 г. успехи конструкторской группы стали настолько очевидными, что им отпустили деньги на постройку хорошего сборочного цеха и помещения под конструкторское бюро.

Было положено начало предприятию, ставшему родоначальником серии не только спортивных, но и боевых самолетов, которые сыграли свою роль во время Великой Отечественной войны.

Руденко Валерий. Истребитель Як-1.

Яковлев не только создает свои самолеты, но и набирается опыта у знаменитых конструкторов того времени. Об этом свидетельствуют его заграничные командировки 30-х годов — Италия, Франция, Англия, Германия.

В 1939 г., после совещания в Кремле по поводу развития советской авиации, КБ Яковлева приступило к созданию военных самолетов. В 1939 г. был создан ближний бомбардировщик — ББ. Сталин заинтересовался деятельностью конструктора и с тех пор часто вызывал его к себе для обсуждения проблем авиации и личных бесед.

В 1940 г. был создан первый скоростной истребитель И-26, который в серийном выпуске переименовали на Як-1.

Руденко Валерий. Истребитель Як-1Б.

Благодаря бесценному опыту, который удалось накопить в процессе проектировании и постройки учебно-тренировочных самолетов, КБ, которым руководил Яковлев, смогло перейти к разработке самолетов-истребителей. Первой такой боевой машиной стал И 26, который значительно отличался от созданных в других ОКБ страны самолетов данного класса.

Он обладал деревянным крылом, дюралюминиевым оперением и сварным (из труб) каркасом фюзеляжа. Для лучшего обтекания непосредственно поверх трубчатого каркаса фюзеляжа были установлены гаргроты с обшивкой.

Жирнов Андрей. Истребитель Як-1.

Как и все летательные аппараты Александра Яковлева, самолет И 26 отличался малой массой и продуманностью, можно даже сказать элегантностью, конструктивных форм, что стало его визитной карточкой.

На истребителе установили двигатель водяного охлаждения конструкции В. Я. Климова, обладавший небольшой массой и малыми габаритами. В форсированном режиме двигатель развивал мощность в 1240 л.с. — очень достойный показатель для тех лет.

В серийное производство данный боевой самолет пошел под обозначением Як-1. На высоте 3400 метров истребитель развивал максимальную скорость полета 600 км/ч, его вооружение состояло из 20-мм пушки и двух 7,62-мм пулеметов. Создание самолета Як 1 стало большим достижением для всего отечественного самолетостроения.

Несколько раньше, еще в 1939 году конструкторским бюро под руководством Яковлева был спроектирован и построен скоростной бомбардировщик Як-2, а затем и Як-4.

Последняя модификация с двумя двигателями водяного охлаждения развивала скорость до 567 км/ч, что было максимальным значением для военных самолетов, выпущенных в Советском Союзе на тот момент времени.

Двухмоторных бомбардировщиков Як-2 и Як-4 было построено чуть более 200. Они успели принять участие в первых боях Великой Отечественной войны, но большая их часть оказалась потеряна уже в первую неделю боевых действий.

Уже в годы войны в ОКБ Яковлева был проведен большой объем работ по улучшению аэродинамики самолета Як-1 и рациональному конструированию, что позволило спроектировать истребитель, обладавший полетной массой 2650 кг и высокими маневренными и скоростными характеристиками.

Этим самолетом стал не менее легендарный Як 3. Дальность полета данного истребителя составляла 900 км. С форсированным двигателем В. Я. Климова ВК 105ПФ истребитель мог развить скорость 660 км/ч, а с еще более мощным двигателем ВК 107 — до 720 км/ч.

Руденко Валерий. Истребитель Як-3.

По завершении испытаний самолета с двигателем ВК 107 было составлено заключение, в котором отмечалось, что по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка полета самолет является лучшим из построенных советских и иностранных истребителей.

В боевые части данная машина начала поступать с 1943 года. Это был самый маневренный и легкий истребитель Второй мировой войны.

Именно на самолетах Як-3 летали французские летчики-добровольцы из знаменитого полка «Нормандия-Неман».

Также уже в годы войны для обеспечения надежного прикрытия бомбардировочной авиации КБ Яковлева был спроектирован истребитель сопровождения, обладавший более тяжелым вооружением и большей дальностью полета, чем обыкновенные истребители Як-1 и Як-3.

Этим самолетом стал Як-9, который вооружался 37-мм пушкой и двумя крупнокалиберными 12,7-мм пулеметами. Дальность полета истребителя достигала 1000 км. В годы Великой Отечественной войны истребители Як-9 широко использовались и для атак по наземным целям.

К примеру, машины Як-9Т были вооружены пушками калибра 45-мм. А появление в составе ВВС самолетов Як-9Д и Як-9ДД, обладавших дальностью полета 1400 и 2200 км соответственно, позволило обеспечить поддержку советских войск в наступлении, что было особенно важно на заключительном этапе войны.

Всего за годы войны было построено более 40 тысяч истребителей Як разных моделей. Для сравнения не менее популярных истребителей Лавочкина было создано чуть более 22 тысяч. Тысячи советских летчиков воевали на истребителях Як, одерживая в воздухе победы над немецкими асами на «мессершмиттах» и «фоккевульфах», в чем была немалая личная заслуга Александра Сергеевича Яковлева

Руденко Валерий. Транспортный самолет Як-6М.

Во время Великой Отечественной войны перед авиаконструкторами была поставлена задача — изобрести истребитель, который бы успешно действовал против «мессершмиттов» и «фоккевульфов». И КБ Яковлева сконструировало истребитель Як-3, который обладал высокой скоростью (до 720 км/ч), отличными маневренными качествами и был самым легким самолетом Второй мировой войны.

Жирнов Андрей. Истребитель Як-9.

С 1943 г. эти самолеты стали серийно выпускать для фронта. Тогда же был выпущен истребитель Як-9, который предназначался для сопровождения и прикрытия тяжелых бомбардировщиков. Два из трех советских истребителей Великой Отечественной войны были разработаны Яковлевым. Всего за годы войны самолеты Яковлева собирались на 14 авиазаводах, поставлявших на фронт в среднем до 38 самолетов в сутки.

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР).

Набор открыток 1984

Художник: В.М. Иванов

Сразу после войны КБ Яковлева начало работать над самолетом нового поколения с турбореактивным двигателем, реактивным истребителем Як-15. В апреле 1946 г. были проведены первые испытательные полеты нового самолета. А в мае 1947 г. Як-15 стал первым советским реактивным самолетом, который прошел государственные испытания с положительной оценкой и был принят на вооружение.

До июля 1946 года Александр Сергеевич, руководя своим ОКБ, одновременно трудился и заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке, с марта того же года — заместитель министра авиационной промышленности по общим вопросам.

В июле 1946 года в связи с большой загрузкой и занятостью в КБ он оставил эту должность по собственному желанию.

С 1935 по 1956 годы он был главным конструктором КБ, а с 1956 и до выхода на пенсию в 1984 году занимал пост генерального конструктора.

После завершения Второй мировой войны в авиации произошло перевооружение на реактивную технику.

Первым реактивным истребителем, поступившим на вооружение в СССР, стал истребитель Як-15. За ним в ОКБ Яковлева спроектировали Як-17УТИ, Як-23, Як-25 — первый в СССР всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, и первый советский сверхзвуковой разведчик Як-27Р, за ним последовало семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включавшее и первый в СССР сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Б.

Расширялась и сфера деятельности ОКБ, так на вооружение Советской Армии поступили десантные аппараты — планер Як-14 и вертолет Як-24, который в 1952-1956 годах удерживал звание самого грузоподъемного в мире.(Военное обозрение))

Советские самолёты (Боевые самолеты СССР).

Набор открыток 1984

Художник: В.М. Иванов

В 1950-е годы А.С. Яковлев со своим КБ выпустил Як-25 — всепогодный барражирующий перехватчик. А на его основе затем был создан целый ряд серийных сверхзвуковых самолетов Як-28 различного назначения, среди которых был первый сверхзвуковой бомбардировщик.

Александра Сергеевича интересовали не только военные самолеты, его привлекала и гражданская авиация. 21 октября 1966 г. впервые поднялся в воздух реактивный самолет Як-40, рассчитанный на обслуживание коротких внутрисоюзных линий. В 1967 г. этот самолет был выставлен на авиасалоне в Ле Бурже и заслужил самые высокие оценки международных экспертов. Затем был создан пассажирский ближнемагистральный Як-42, который летает и сейчас.

Но Яковлев и его конструкторское бюро прославилось не только военной техникой, здесь создавались и самолеты гражданского назначения. К примеру, здесь дали жизнь целому поколению легкомоторных самолетов: многоцелевому Як-12, учебно-тренировочным Як-11 и Як-18, первым в Советском Союзе учебно-спортивным самолетам Як-30 и Як-32. С 1960 года выступая на самолетах Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50, советские летчики много раз становились на пьедестал почета на чемпионатах Европы и мира по высшему пилотажу.

Жирнов Андрей. Учебно-тренировочный истребитель Як-11.

Отдельно можно упомянуть и пассажирский самолет Як-40, который начал перевозить пассажиров в 1968 году. На тот момент времени это был единственный самолет в СССР, который был сертифицирован по западным нормам летной годности и приобретался ФРГ, Италией и другими государствами. Позднее в ОКБ создадут и 120-местный пассажирский самолет Як-42, отличавшийся высокой экономичностью, данный самолет до сих пор используется российскими авиакомпаниями.

Пассажирский самолет Як-40. Художники Г. Товстуха и А. Миненгов.

 — Изобразительное искусство, Москва 1979.

Отдельно можно упомянуть и о самолетах вертикального взлета и посадки (СВВП). В 1967 году во время парада в Домодедово был показан первый советский СВВП — Як-36. С 1976 года на вооружении крейсеров класса «Киев» начали поступать боевые самолета вертикального и короткого взлета и посадки Як-38, которые стали и первыми в мире палубными самолетами данного типа.(Военное обозрение))

В 70-х годах ОКБ А.С. Яковлева уделяло особое внимание разработке самолетов с коротким или вертикальным взлетом и посадкой. Так появился уникальный Як-38, базирующийся на крейсерах-авианосцах. С 1972 г. самолет был принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1984 г., в возрасте 78 лет, знаменитый авиаконструктор вышел на пенсию, а скончался 22 августа 1989 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Но Александр Сергеевич Яковлев оставил хорошее наследство — свое ОКБ, где работают его ученики и последователи.

Где звучат девизом его слова: «Хочется работать и работать, чтобы проникать все дальше в неизвестное, достигая новых вершин. В этом — и смысл, и цель жизни конструктора».(Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006)

Валерий Руденко. Советский многоцелевой самолет Як-12А

Руденко Валерий. Советский истребитель Як-25М .

Руденко Валерий. Истребитель Як-9У.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9Т.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9ДД.

Руденко Валерий. Истребитель Як-9К.

Истребитель «Як-15»

Истребитель «Як-23»

Истребитель-бомбардировщик.

Художники Г. Товстуха и А. Миненгов.

— Изобразительное искусство, Москва 1979..

Сверхзвуковой истребитель.

Художники Г. Товстуха и А. Миненгов.

 — Изобразительное искусство, Москва 1979

Самолет вертикального взлета и посадки.

Художники Г. Товстуха и А. Миненгов.

— Изобразительное искусство, Москва 1979

Жирнов Андрей. Истребитель Як-7.

Истребитель-ракетоносец.

Художники Г. Товстуха и А. Миненгов.

— Изобразительное искусство, Москва 1979

Руденко Валерий. Советский палубный учебно-тренировочный

самолёт Як-38У ..

Награды А.С.Яковлева.

Ордена СССР:

Орден Ленина -10 (27.04.1939; 28.10.1940; 06.09.1942; 25.05.1944; 02.07.1945; 15.11.1950; 31.03.1956; 31.03.1966; 23.06.1981; 17.08.1984).

Орден Октябрьской Революции (26.04.1971).

Орден Красного Знамени -2 (03.11.1944; 26.10.1955).

Орден Суворова I степени (16.09.1945).

Орден Суворова II степени (19.08.1944).

Орден Отечественной войны I степени (10.06.1945).

Орден Трудового Красного Знамени (17.09.1975).

Орден Красной Звезды (17.08.1933).

Медали СССР:

Золотая медаль «Серп и Молот» -2 (28.10.1940 медаль № 7; 12.07.1957).

Медаль «За оборону Москвы».

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Медаль юбилейная «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль юбилейная «40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Медаль «Ветеран труда».

Медаль юбилейная «30 лет Советской Армии и Флота».

Медаль юбилейная «40 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «50 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «60 лет Вооружённых Сил СССР».

Медаль юбилейная «70 лет Вооружённых Сил СССР»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

Нагрудные знаки СССР:

Нагрудный знак «25 лет победы в Великой Отечественной войне»

Звания:

Дважды Герой Социалистического Труда  (28.10.1940; 12.07.1957).

Учёное звание: Академик АН СССР (1976), Член-корреспондент АН СССР (1943).

Воинское звание: Генерал-полковник авиации (1984),

Премии СССР:

Сталинская премия первой степени (1941) — за разработку новой конструкции самолёта («Як-1»).

Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку новой конструкции самолёта.

Сталинская премия первой степени (1943) — за модификацию и усовершенствование боевых самолётов.

Сталинская премия первой степени (1946) — за разработку конструкции нового самолёта-истребителя «Яковлев-3» и коренное усовершенствование истребителя «Яковлев-9».

Сталинская премия первой степени (1947) — за разработку конструкции нового образца боевого самолёта.

Сталинская премия первой степени (1948) — за создание нового типа боевого самолёта.

Ленинская премия (1972)

Государственная премия СССР (1977)

А. Яковлев является автором следующих книг:

Рассказы авиаконструктора. — М., 1957.

50 лет советского самолетостроения. — М., 1968.

Цель жизни (записки авиаконструктора). Изд. 2-е, дополненное. — M.: Издательство политической литературы, 1969. — 623 с. с ил.

Советские самолеты. Изд. 3-е. — М., 1979.

Память

В Москве в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева.

Имя Яковлева носят:

Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115).

Московский машиностроительный завод «Скорость».

Улица в Новороссийске.

Улица в Улан-Удэ.

Могила Яковлева на Новодевичьем кладбище Москвы

По материалам открытых источников Арсений Анин


Вы можете обсудить этот материал на наших страницах в социальных сетях