Беларусь душат санкциями


Четвёртый пакет санкций, принятый Евросоюзом в отношении Беларуси, обернулся для некоторых его инициаторов неприятным конфузом. Так, секторальные ограничения рикошетом ударили по экономике Литвы, зависящей от дотаций ЕС и транзита.

В четвёртый пакет санкций попали 8 крупных госпредприятий типа «МАЗа» и «БелАЗа» и 78 граждан из числа бизнесменов, прокуроров, судей, милиционеров, журналистов, депутатов, военных и чиновников. Теперь ограничительные меры ЕС распространяются в общей сложности на 166 физических и 15 юридических лиц. Формальным поводом для введения новых санкций, слухи о которых ходили ещё зимой, стали вынужденная посадка самолёта иностранной авиакомпании в Минске после сообщения о минировании и последующее задержание известного телеграм-террориста Р. Протасевича, находившегося на его борту.

После инцидента, как известно, ЕС закрыл воздушное пространство своих стран для белорусских авиаперевозчиков. Однако этого оказалось недостаточно для западных «благодетелей», которые под одобрительные возгласы маргинальной белорусской оппозиции в лице С. Тихановской, П. Латушко и прочих «политэмигрантов» решили покончить с «режимом Лукашенко» путём целенаправленного удушения экономики республики, наплевав на судьбу её жителей. Для этого была выбрана наиболее чувствительная сфера – торговля нефтепродуктами и калийными удобрениями.

Помимо этого, ЕС ввёл запрет на экспорт в Беларусь товаров военного и двойного назначения, технологий для мониторинга связи, ограничил торговлю табачными изделиями и сырья для них, а также доступ на свои финансовые рынки.

Следом за ЕС ввели санкции и США – против 16 граждан и 5 силовых структур. «Чёрные списки» дружно расширили также Канада и Великобритания.

Требования к белорусским властям прежние: освобождение «политзаключённых», остановка «репрессий» и начало «инклюзивного национального диалога».
Премьер-министр Беларуси Р. Головченко заявил, что санкции не останутся без ответа, поскольку возможные потери от введённых ограничений могут составить около 3% ВВП. Сейчас правительство выбирает наиболее адекватные меры реагирования.

В защиту Беларуси единым фронтом выступили Россия и Китай. Так, МИД этих стран осудили односторонние санкции, назвав их вмешательством во внутренние дела государства.

Посол России в Беларуси Е. Лукьянов заверил, что его страна не бросит союзника в беде и окажет поддержку «до самых критических обстоятельств». Поскольку санкции направлены на экспортно-ориентированные отрасли экономики и призваны ударить по формированию бюджета, российская сторона готова открыть свой рынок для белорусских товаров, перенаправленных с рынка ЕС.

Что касается Литвы, то её правительство уже подсчитывает многомиллионный урон от остановки экспорта калийных удобрений из Беларуси. Так, Клайпедский порт потеряет около 17% сборов, а литовская железная дорога – больше 16% товаропотока. Без работы останутся полтысячи сотрудников.

Железные дороги Литвы могут потерять от санкций ЕС против Беларуси до 100 млн евро. «Это примерно 30% всех наших доходов. Две трети этой суммы приходится на перевозку минеральных удобрений. Идёт транзит нефтепродуктов», - рассказал представитель госпредприятия Lietuvos Gelezinkeliai («Железные дороги Литвы») М. Дубаускас. Сейчас компания ведёт работу по диверсификации грузовых перевозок. Железнодорожники рассчитывают на компенсацию от государства.

Владелец терминала сыпучих грузов в Клайпедском порту И. Удовицкий заявил, что последствия европейских санкций против Беларуси сильно недооценили. По его словам, без белорусского транзита рухнет не только международная, но и внутренняя логистика в республике, поскольку белорусский транзит, по сути, заменить нечем.

Аналитики центробанка Литвы посчитали, что экономические санкции против белорусских экспортёров приведут к сокращению ВВП на 0,9% в 2021 году и на 0,5% в 2022-м. Поэтому в сейме уже заговорили о необходимости требовать у ЕС компенсацию.

В то же время варшавский Телеграм-канал потирает руки: «ЕС закупает сравнительно небольшое количество белорусских удобрений (около 8,5% от всего экспорта «Беларуськалия»), но при этом через Клайпедский морской порт проходит около 90% всего экспорта белорусских калийных удобрений. Запрет на экспорт через территорию ЕС будет означать для «Беларуськалия» логистическую и финансовую катастрофу». Вряд ли, поскольку есть российские порты, уже доказавшие свою эффективность в перевалке нефтепродуктов. К тому же, основные покупатели удобрений находятся в Южной Америке и Азии. Причём здесь ЕС, если товар везут в Западное полушарие не по суше, а на Восток – по железной дороге через Россию?

По данным Белстата, в прошлом году республика экспортировала калийных удобрений на 2,41 млрд долларов. Крупнейшим покупателем была Бразилия (522 млн долларов). Следом идут Китай (321 млн), Индия (290 млн), Индонезия (140 млн), Малайзия, США, Норвегия, Бангладеш и Польша, в каждую из которых было продано удобрений на 70 – 100 млн долларов. Большую часть продукции «Беларуськалий» действительно поставляет через терминал в Клайпедском порту. Объём перевалки – 10 – 11 млн тонн в год.

Нефтепродуктов в прошлом году Беларусь экспортировала на 2,75 млрд долларов, а нефти – на 343 млн. Главный покупатель – Украина (1,24 млрд). В первой десятке покупателей – Великобритания, Нидерланды, Россия, Дания, Польша, Литва, Афганистан, Латвия и Словакия, на которые пришлось 1,46 млрд долларов.

Тем временем МВД Беларуси предложило включить бело-красно-белый флаг и лозунг «Жыве Беларусь!», используемые оппозицией, в перечень нацистской символики и атрибутики. Давно пора.

Сергей ГРИШКЕВИЧ,

второй секретарь Брестского горкома КПБ


Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах