Сомнительные реформы и эксплуатация труда. По каким законам живет Запад

Сомнительные реформы и эксплуатация труда. По каким законам живет Запад


XXI век подтверждает уже ставшую аксиомой истину: природа современного капитализма, при всех его метаморфозах, остается неизменной. Грабеж чужих земель, завоевание и ограбление колоний, захват новых рынков, защита интересов финансового капитала — все это не раз служило для капиталистических государств причиной завоевательных войн. Сегодня война приобретает новые изощренные формы, зачастую не связанные с прямым вооруженным вторжением, и для коллективного Запада по-прежнему так же естественна и законна, как эксплуатация трудового народа.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

В стремлении реализовать свои непомерные геополитические амбиции коллективный Запад готов идти на любые уловки и преступления. Ради претворения в жизнь своей стратегической цели мировой капитал уже не одно десятилетие пытается навязать Беларуси так называемые структурные либеральные реформы в экономике по лекалам МВФ. Новые белорусские реформаторы, а по факту иностранные агенты, рассказывают нам сказки о «прибалтийских экономических тиграх» и упорно пытаются навязать белорусскому обществу «балтийский вариант» социально-экономического развития.

Между тем в странах Балтии, вступивших в 2004 году в Европейский союз, после разрушения СССР существенно изменились структура экономики и ее специализация: вместо обрабатывающей промышленности стала доминировать сфера услуг, на которую теперь приходится до 70-75% ВВП этих стран. Некоторые отрасли точного и транспортного машиностроения, легкой промышленности, на которых они специализировались, практически исчезли. Постоянно закрываются предприятия во всех отраслях реального сектора экономики. Второстепенную роль в регионе стала играть электроэнергетика (крупнейшая в Европе Игналинская АЭС, поставлявшая около 80% всей произведенной электроэнергии Литвы, закрыта в 2009 году по требованию руководства Европейского союза).

До 1991 года Прибалтика была наиболее развитым и успешным регионом Советского Союза. Это были ворота страны во внешний мир, своего рода «внутренняя заграница», привлекавшая множество советских граждан.

За советский период прибалтийские республики стали всесторонне развитыми государствами, с многоотраслевой индустриально-аграрной экономикой, солидным научным и культурным потенциалом. В составе СССР Латвия, Литва и Эстония смогли получить значительно больше в плане социально-экономического развития, чем другие бывшие союзные республики. Доступность финансовых и природных ресурсов СССР сочеталась с присущей этим республикам высокой культурой производства и квалификацией рабочей силы. Это обеспечивало внушительные темпы развития, превращало их в зону производства высокотехнологичных и качественных изделий.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СОВЕТСКОГО НАСЛЕДИЯ

Однако с приходом «гласности» и «перестройки» проявил себя так называемый «прибалтийский сепаратизм». Русскоязычное население было ущемлено в гражданских правах и свободах. Впоследствии дискриминация по национальному и языковому признакам привела к тому, что часть населения Прибалтики оказалась в «особом статусе неграждан», неизвестном до этого в праве, однако изобретенном властями бывших Латвийской, Литовской и Эстонской ССР. Новые политические элиты начали активно насаждать и культивировать миф о «советской оккупации». Был запущен процесс «освобождения» от советского наследия.

Здесь будет уместно показать, что же из себя представляла так называемая «советская оккупация» прибалтийских государств.

Динамичное развитие Литовской ССР началось после восстановления, разрушенного во время Великой Отечественной войны народного хозяйства. Индустриализация превратилась в главный инструмент экономического развития. Ведущими отраслями литовской промышленности стали машиностроение и металлообработка — производство приборов, станков, счетных машин, бытовой техники. Высокими темпами развивалась радио- и электротехническая промышленность.

Среди союзных республик Литва отличалась развитым топливно-энергетическим комплексом: запущенный в 1970-е годы Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод давал около 12 млн тонн нефтепродуктов в год, выведенная на полную мощность в 1987 году Игналинская АЭС вырабатывала уже в 1993 году до 88% всей электроэнергии этой прибалтийской республики.

Бурно развивались океанический промысел рыбы и ее переработка. Город Клайпеда стал центром литовской рыбной промышленности и курортной зоны, превратился к концу советского периода в один из крупнейших в СССР морских торговых портов. В 1986 г. в Клайпеде начала действовать первая очередь терминала для железнодорожного паромного сообщения с ГДР Клайпеда — Мукран.

После Великой Отечественной войны быстрыми темпами стало возрождаться народное хозяйство Латвийской ССР. В первые послевоенные пятилетки годовой прирост промышленного производства составлял в среднем 45%. В советский период объем промышленной продукции вырос в 55 раз, произошли существенные структурные изменения, доля промышленности в национальном доходе республики превышала 60%.

В результате индустриализации в Латвии появились новые отрасли промышленности, в том числе химическая, электромеханическая, приборостроительная, нефтеперерабатывающая.

Особенно интенсивно развивалось машиностроение.

За период с 1940 по 1985 год эта отрасль увеличила объем производства в 766 раз. Латвия занимала лидирующие позиции среди союзных республик в области радиотехники и радиоэлектроники, производства электротехнических изделий, в приборостроении, транспортном машиностроении. В Елгаве был построен единственный в СССР завод, выпускавший до 15 тыс. микроавтобусов в год.

Латвия обеспечивала почти 100% союзного производства магистральных пассажирских вагонов для электро- и дизельных поездов, более половины производства в СССР телефонных аппаратов, более трети автоматических телефонных станций, холодильных установок, бытовых радиоаппаратов.

По интенсивности развития животноводства, производства и переработки мясо-молочной продукции Латвия занимала третье место в СССР (после Эстонии и Литвы), а также по улову рыбы (после РСФСР и Украины).

Через порты республики проходило более половины всех внешнеторговых грузов СССР, следовавших по Балтийскому морю. В середине 80-х гг. в рижском порту был построен один из первых в СССР контейнерных терминалов (Вентспилс стал вторым по объему грузооборота советским портом после Новороссийска).

За послевоенные годы крупная промышленность была создана и в Эстонской ССР. В структуре промышленного производства преобладали машиностроение и металлообработка, особенно электротехническая и электронная промышленность, приборостроение.

В СССР были широко известны такие предприятия, как «Таллэкс» — Таллинский завод траншейных экскаваторов и электротехнический завод «Вольта». Эстония занимала среди союзных республик третье место по производству нефтеперерабатывающей аппаратуры.

В советские годы там был создан мощный агропромышленный комплекс, имевший четкую специализацию — производство мясо-молочной продукции. На долю животноводства приходилось 70% сельскохозяйственной продукции. Так же, как и в других странах Балтии, около 35-40% мясо-молочной продукции вывозилось в другие республики Союза.

Особенности географического положения Эстонии определяли развитие в ней различных отраслей транспорта, прежде всего морского, игравшего и играющего главную роль в экономике страны. В Эстонии были созданы современные глубоководные порты с развитой инфраструктурой.

По уровню экономического и социального развития Литовская, Латвийская и Эстонская ССР относились к числу наиболее передовых союзных республик. По уровню валового национального дохода на душу населения Прибалтика лидировала среди остальных республик СССР.

"До 1991 года Прибалтика была наиболее развитым и успешным регионом Советского Союза"

СИСТЕМНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ

В результате тотальной деиндустриализации утрачены стратегические предприятия: закрыты верфи в Эстонии; Рижская автобусная фабрика, Рижский государственный электротехнический завод, Рижский вагоностроительный завод и другие в Латвии; за бесценок продан американцам и стал банкротом Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, остановлена Игналинская АЭС в Литве; катастрофически уменьшается грузооборот в портах Балтики. «Балтийские тигры» полностью утратили свой научный потенциал.

Прибалтийские государства фактически стали государствами-лимитрофами для Брюсселя. Сегодня страны Балтии — это рынок сбыта европейских товаров, а также поставщики дешевых трудовых ресурсов для старушки Европы. Происходит системная деградация всех сфер общественной жизни. Ни в одном регионе Европы запустение и оскудение не происходят такими стремительными темпами, как в Прибалтике. Налицо издыхание «балтийских тигров» и развенчание мифа о постиндустриальном обществе. За четверть века уничтожены не только сельское хозяйство и промышленность, но и человеческий потенциал.

"По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, по сравнению с 1991 годом численность населения Латвии сократилась почти на 800 тыс. человек (примерно на 30%), Эстонии — на 248 тыс. человек (около 15,8%), Литвы — на 1 млн человек (почти на одну треть)"

Латвия и Литва неизменно входят в число европейских аутсайдеров по всем социально-демографическим параметрам, причем по показателю самой высокой общей смертности населения они обгоняют даже кризисную Грецию, уступая лишь Болгарии. Страны Балтии также находятся на вершине антирейтинга государств ЕС по естественной убыли населения.

Смертность в Латвии и Литве превышает рождаемость — во всем Евросоюзе хуже показатели естественной убыли населения лишь в Болгарии и Румынии. Таким образом, Прибалтика умирает. И это не метафора, а медицинский факт.

Продолжает сохраняться крайне неблагоприятная ситуация в сфере социальной политики. Латвия, например, находится на последнем месте в ЕС по объемам средств, выделяемых государством на социальную защиту, в том числе на здравоохранение и поддержку семей с одним родителем. На грани депривации (психическое состояние, вызванное лишением человека средств для удовлетворения необходимых жизненных потребностей) живут 33% литовцев и 36% латышей. Таковы данные европейских статистических служб.

Социологические опросы показывают, что эмигрировать из этих двух стран намерены более четверти жителей. В то же время твердое желание вернуться на родину демонстрируют не более 20% эмигрантов. Каждый тридцатый латыш и каждый тридцатый литовец сейчас живут в Англии. Абсолютное большинство из них не только не планируют возвращаться на родину, но и, по данным опросов, не намерены сохранять свою национальность, то есть оставаться латышами и литовцами. Своим детям они дают местные имена, в семейном кругу стараются говорить на местном языке, то есть стремятся как можно быстрее не просто интегрироваться, а ассимилироваться.

Причины этой катастрофы — в уровне жизни граждан Литвы, Латвии и Эстонии. Европейская статистическая служба опубликовала последние данные о количестве жителей, находящихся за чертой бедности.

ПЕЧАЛЬНЫЙ ПРИМЕР

На сегодняшний день средние зарплаты по сравнению с 2020 годом в Литве и Латвии немного подросли и после уплаты налогов составляют около 900 и 700 евро соответственно, ниже -- только в Румынии и Болгарии, минимальные зарплаты в Латвии, Литве, Эстонии — 500-642 евро в месяц. Минимальные пенсионные выплаты составляют от 80 евро, средняя пенсия — 320-440 евро. Внешне выглядит довольно неплохо, а вот реальность совсем иная.

Приведем цены на жизненно необходимые продукты и коммунальные услуги, стоимость образования и медицинского обслуживания. В Риге в самых дешевых супермаркетах молоко (1 литр) стоит примерно 1 евро, хлеб (350-400 граммов) — около 1 евро, сыр (1 кг) — 9 евро, мясо (куриное филе, 1 кг) — 5,6 евро, мясо (свинина, 1 кг) — 5 евро, свежая рыба (1 кг) — 7 евро; копченая рыба (1 кг) — от 10 до 20 евро, свежие овощи (картофель, огурцы, помидоры, капуста, лук, 1 кг) — 2-3 евро. Цены на коммунальные услуги очень высоки. Средние затраты на квартиру (электричество, вода, отопление, вывоз мусора, лифт, техническое обслуживание) достигают 250 евро.

При этом следует учитывать, что стоимость данных услуг будет расти и дальше. Стоимость одной поездки в общественном транспорте — 1,15 евро (при покупке у водителя -- 2 евро). Более того, для провоза без переноски, например, собаки нужно купить у водителя специальный билет за 1,5 евро. Стоимость 1 л бензина в Риге на начало 2021 года составляет 1,19 евро за А95 и 1,25 евро — за А98. Для автомобилей с дизельными двигателями стоимость топлива в Латвии в 2021 году значительно выросла и практически сравнялась с ценой бензина (1,18 евро) за литр. Транспортные средства облагаются налогом, размер которого зависит от вида транспорта, его массы, объема двигателя и количества выбросов углекислого газа на 1 км.

За мотоцикл латыши заплатят от 18 до 68 евро в год, за небольшой легковой автомобиль — от 35 до 200-250 евро, за мощную тяжелую модель — от 300 евро. Ежегодно автомобили проходят обязательный техосмотр (20 евро). Размер платы за детские сады для детей до 6 лет составляет до 150 евро в месяц. Средняя стоимость обучения на бакалавриате — 2700-3000 евро в год, в магистратуре — 3500-5000 евро в год.

Для плательщиков медицинской страховки (она составляет 3% от минимальной заработной платы, а это примерно 180 евро в год) большинство медицинских услуг бесплатные, но при визите к врачу государственной поликлиники взимается пациентский взнос в размере 2-8 евро. Кроме того, за все виды анализов берется отдельная плата. Для бесплатного визита к специалисту необходимо записываться заранее, и очередь может растянуться на несколько месяцев.

Платный прием врачей-специалистов в государственной поликлинике стоит 20 евро, консультация в коммерческой клинике — 30-70 евро. Все виды стоматологических услуг также платные. Не менее сложная ситуация в Литве, чуть лучше обстоят дела в Эстонии.

"В Латвии 28,4% из 1,89 млн жителей являются бедняками, в Литве — 28,3% из 2,7 млн населения, в Эстонии ситуация немного лучше, однако из 1,3 млн жителей количество бедняков составляет 20,7%"

Таким образом, западная модель развития не только не обеспечила странам Балтии достойный уровень жизни, но и привела к катастрофической депопуляции и вымиранию. Поэтому, господа хорошие, вы не о «советской оккупации» должны говорить народу! Вы сами являетесь холуями оккупантов и осуществляете моральный и экономический геноцид собственных народов. И вы, гауляйтер Науседа, Шимоните, Левитс, Кариньш, Кальюлайд и прочие злодеи, еще смеете «поучать» Республику Беларусь и белорусский народ некой демократии и свободе, навязывать свой путь в никуда и давать оценки деятельности Президента Беларуси?! Вы довели до катастрофы свои страны, уничтожить Беларусь мы вам не позволим!

Печальный пример «балтийских недотигров» показывает: проект «президент Света», прочие политические евровояжеры и адепты антинародной концепции «новой Беларуси» являются обычным инструментом расправы с нашим социальным государством в угоду меркантильным геополитическим интересам своих западных хозяев.

"Сегодня прибалтийские государства превратились в унылую периферию Евросоюза"

Можно с уверенностью сказать: такие реформы белорусам не нужны. Мы избрали курс на социально ориентированную экономику и прямо заявили, что в центре нашего внимания — человек. И Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко сделает все, чтобы человек труда на своей земле не был обижен!

Николай ВОЛОВИЧ,
 
член Центрального Комитета Коммунистической партии Беларуси,
 
заведующий отделом идеологической работы ЦК КПБ

Ви можете обговорити цей матеріал на наших сторінках у соціальних мережах